0

Сравнение

VIP Club

Поборник суверенитета

Автор статьи: Алексей Акимов
21.10.2014 1269 0

45 лет назад Карл-Хайнц Хоффман учреждает компанию по производству трансформаторов для ультразвуковой техники. В середине 70-х гг. его сын Андреас пробует себя в разработке различных моделей усилителей, как транзисторных, так и ламповых, но в итоге останавливается на последних, как более музыкальных. Еще через десяток лет предварительный усилитель HP500 становится первой коммерчески успешной моделью, в одной из своих модификаций выпускающейся и поныне, а в 1990 году у него появляется достойный партнер — оконечный усилитель RE280. И еще пара важных дат: в 1997 году появляется на свет первый полный усилитель (V50), а год спустя создается референсный предварительный усилитель Jubilee, в пару которому через 5 лет выпускаются одноименные моноблоки.

На стыке тысячелетий Octave переезжает на новое «место жительства», и адрес компании отныне звучит так: 76307, Федеративная Республика Германия, земля Баден-Вюртемберг, район Карлсруэ, коммуна Карлсбад, Индустриштрассе 13. Предприятие это небольшое и, как я понимаю, — практически полностью семейное: кроме отца и сына, в нем также работают супруга и сестра Андреаса. Что же касается тестируемой нами сегодня модели, полного усилителя V80, то он был впервые представлен в 2007 году.

Конструкция

Конструктив выходных каскадов V80 основан на схемотехнике моноблоков MRE130. Используются две пары ламп 6550, лучевых тетродов, разработанных американской компанией Tung-Sol в 1955 году на базе лампы 6L6. В этом отношении V80 полностью соответствует идеологии разработчика: преимущественное использование пентодов в двухтактном режиме класса АВ, применение схем стабилизации работы выходных каскадов, обеспечивающих оптимальный компромисс между выходной мощностью, стабильностью и жизненным циклом лампы и т.д. В усилителе применена ручная регулировка тока смещения ламп. При подобном включении, с анода лампы можно снять около 50 Вт, что и обеспечивает заявленные 75-80 Вт на канал. В V80 cуществует возможность замены выходных ламп 6550 на KT88 и KT90. Для кого-то сама мысль о замене 6550 на что-либо ещё покажется лишенной смысла (у этой лампы немало поклонников), но для кого-то смысл будет в приросте мощности, а кого-то это — шанс получить принципиально новый звук, ведь для каждого любителя ламповой техники подобная возможность не столько проявление любопытства, сколько следование пути поиска «своего» звучания.

Полный усилитель Octave V80

Технические характеристики (по данным производителя)
Выходная мощность, ном./пик. 75/80 Вт на канал (4 Ом)
Частотный диапазон 10 Гц – 75 кГц
КНИ (10 Вт, 4 Ом) <0,1%
Коэффициент усиления 44 дБ
Отношение сигнал/шум, line/MM/MC >100/90/75 дБ
Минимальный импеданс нагрузки 2 Ом
Чувствительность/импеданс: RCA 0,23 В/40 кОм; XLR 0,23 В/25 кОм; MM 4 мВ/47 кОм; MC 0,5 мВ/500 Ом
Разделение каналов/входов 60/105 дБ
Энергопотребление 400 Вт
Габариты 451х415х150 мм
Масса 23 кг

С помощью опциональных внешних модулей Black Box или Super Black Box можно увеличить емкость фильтрующих конденсаторов в блоке питания усилителя соответственно в 4 раза или даже на порядок. За счет этого удается обеспечить стабильную работу усилителя даже на 2-омную нагрузку. Подобное решение более чем кстати для пушпульно-пентодной схемы, поскольку, помимо основной задачи, позволяет снизить зависимость коэффициента усиления от нелинейности сопротивления нагрузки.

На задней панели, в числе прочих разъемов, имеются выход предварительного и вход оконечного усилителей. При необходимости их можно задействовать с помощью тумблера на передней панели — с целью добавления в цепь, например, эквалайзера. Этим же тумблером активизируется режим калибровки ламп. Происходит это следующим образом: 12 светодиодов (по четыре красных, желтых и зеленых) отображают текущий режим работы выходных ламп, в норме он после непродолжительного прогрева должен находиться исключительно в «зеленой зоне», при отклонении его можно индивидуально подкорректировать для каждой из ламп с помощью потенциометров под шлицевую отвертку. В усилителе применена ООС глубиной около 10 дБ (разработчик крайне негативно отзывается об идее усилителя с нулевой ООС).

Вся коммутация усилителя — небалансная, за исключением одного XLR-входа. Имеются встроенный MM/MC-фонокорректор и усилитель для головных телефонов (10 В на 300 Ом). Тумблером на задней панели можно включить только его, только усилитель для АС либо же оба одновременно. Там же расположен еще один тумблер для включения режима Ecomode, который при отсутствии входного сигнала более 10 минут автоматически снижает энергопотребление до 20 Вт. При возобновлении сигнала усилителю требуется 30 секунд для перехода в рабочее состояние. Основной тумблер питания расположен на левой боковой стенке. В комплект поставки входит перфорированный металлический защитный короб для ламп. Изготовлен усилитель в Германии.

Прослушивание

Встречая на своём пути различные усилители Octave, сравнивая их с другой ламповой техникой, с транзисторными усилителями, я не мог отделаться от неотступно преследовавшего меня впечатления, что Octave звучит непохоже ни на то, ни на другое. Его звучание похоже... на звучание Octave. Сохраняя легко узнаваемые особенности в характере, усилители этого производителя словно дистанцируются от всей остальной техники, следуя по раз и навсегда выбранному пути. Выигрывая у твердотельных аппаратов по сглаженности и воздушности звучания, V80 так же разительно отличается от бестелесного и невнятного звучания некоторых ламповых аппаратов, словно в них сокрыт секрет идеального компромисса. Баланс — ключевое слово, которое приходит на ум при попытке описать звук усилителя. Ясный, быстрый, с превосходной серединой, способный мгновенно взорваться оркестровым тутти или мощным гитарным соло.

Ставя различные музыкальные фрагменты, содержащие женский вокал, я отметил для себя несомненные звуковые достоинства усилителя в этой области. Кармен Ланди и Патрисия Барбер, Сара Мэри Янг и Этта Джеймс: V80 делает их голоса не просто притягательными — они становятся осязаемыми. Усилитель высвечивает яркую индивидуальность каждой из них, обнажая всю глубину исполнительского таланта. Мне кажется, что джаз и блюз особенно «по душе» Octave. Возможно, потому, что эти жанры не подразумевают экзальтацию и музыкальную агрессию на грани насилия. Эмоции, которыми они пронизаны, передаются тоньше, иначе, иносказательно, интонационно, акцентами. Всем тем, в чем Octave наделён настоящим исполнительским талантом. Душевные метания, меланхолия, ожидания, предчувствия — гамма чувств, которые прописаны, сокрыты где-то внутри его ламп. Осмелюсь предположить, что V80 вряд ли прижился бы где-нибудь в кабинете небезызвестного гоголевского персонажа Ноздрёва, где «вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы...». Как из причины вытекает следствие, так и Octave V80 может страдать от сопротивления материала, и он явно не будет благодушен к несовершенству не самых удачных записей. Но в данном случае это вовсе не означает необходимость подбирать коллекцию исключительно из записей Telarc или Blue Note Records. «Монолог Иуды» Вадима и Валерия Мищуков звучит неподражаемо, несмотря на отечественную студию звукозаписи и на то, что в авторской песне принято смещать акценты на текст и стиль подачи. Но в данном случае запись настолько «вкусная», что уже мне самому казались перебором и басовая партия, и перкуссия, словно бы тянущие одеяло на себя и отвлекающие внимание от замечательных стихов.

Я ставлю «Positive Vibration» и ощущаю, как светлая сторона силы наполняет помещение прослушивания — кажется, даже в воздухе запахло чем-то неуловимым. Но нет — показалось. В случае с творчеством Боба Марли лично я не ощущаю никакого диссонанса: может, потому, что в природе Марли вообще не было заложено понятия диссонанса? Звучание его коллектива мне кажется не столь выверенным, как, скажем, звучание UB40, но, при всем моём уважении к последнему коллективу, история расставила всем свои отметки.

Каприччио соль минор Дворжака порадовало динамическими контрастами и темповой изменчивостью — вернее, тем, как V80 справился с этим произведением. Фортепианные мелизмы легки и отточены, послезвучия нот передаются ясно без посторонних призвуков и шумов.

Концерт для двух труб и органа Франческо Манфредини выявил очень приличную передачу усилителем пространства сцены. В большей степени распахивающейся вширь, нежели вглубь, с явственным разделением переднего и заднего планов. Впрочем, насколько мне помнится, эта черта всегда являлась поводом для законной гордости для немецкого производителя. Перечислять все отслушанные классические произведения я не стану, их было достаточно. И восстановленных записей с винила на 78 оборотов, и современных… но что бы вы ни предпочитали, если вы поклонник классики, то, скорее всего, она понравится вам в «преломлении» Octave V80.

Безусловно, с точки зрения заботы о конечном покупателе важно наличие режима Ecomode. Мы не стали экспериментировать, за какое время восстанавливаются музыкальные способности усилителя после выключения и последующего включения. Перестраховываясь для достижения оптимального режима работы схемы, мы прогревали его с запасом по времени. Но для повседневного пользования режим Ecomode, безусловно, важен: он позволит прослушивать любимые произведения в течение целого дня, прерываясь на неизбежно неотложные дела, но имея при этом возможность избежать ощущения присутствия в комнате затопленного камина. А вот необходимость использования внешних блоков питания каждый должен определить для себя сам. Я бы голосовал двумя руками за использование одного из них, но конечному покупателю придётся голосовать не руками, а звонкою монетой.

ВЫВОД

Лично для меня совершенно очевидно, что V80 — достойный продолжатель традиций компании Octave. Его схемотехника — не копирование классических схем, а следствие инновационного подхода к вопросу ламповой эволюции, результатом которого стало уникальное звучание не менее уникального аппарата. Что немаловажно, V80 — усилитель, обладающий определённой свободой решений, от замены ламп до апгрейда источника питания. Рекомендуется всем, для кого форма музыкального контента не уступает его содержанию.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
aкустические системы Dynaudio C1II;
акустические системы JBL S3900;
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!