0

Сравнение

VIP Club

Cherchez le Jadis

Автор статьи: Полушин Евгений
03.02.2015 1329 0

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Жан-Поль Каффи и Андре Кальметт основали компанию Jadis почти одновременно с запуском в коммерческую эксплуатацию компакт-диска, однако начинали свою деятельность с производства усилителей, причем ламповых. Впрочем, CD-проигрыватели впоследствии тоже появились в модельном ряду компании, причем их разработкой занимался некто Доминик Гинер, основатель компании Metronome. Традиции, заложенные отца ми-основателями, дали основательные всходы. Наверное, по-другому и быть не могло.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Предварительный и оконечный усилители Jadis блистают полированной сталью и позолотой, словно доспех предводителя армии, готовящейся к решительному штурму последнего бастиона. И пусть кто-то сочтёт его не самым новомодным, история всегда допускает некоторые девиации относительно длины меча и высоты плюмажа, если угодно, обычаю носить бикорн en bataille или en colonne. У серьёзных людей и мода диктуется серьёзными причинами.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Предусилитель Jadis JPL представляет собой третью итерацию аппарата, выпускающегося больше двух декад, что уже говорит само за себя, и имеет «на борту» три двойных триода 12АХ7, обеспечивающих усиление в каскадном включении для четырех входов. «Замыкающая» лампа одновременно служит буфером, чья функция призвана облегчить выбор межблочного кабеля, без оглядки на его длину и индуктивно-ёмкостные параметры. Для входа CD используется лампа 12AU7, которая также выполняет функцию буферного каскада и установлена на плате в непосредственной близости от входных гнёзд. По-видимому, именно этим и объясняется разница в коэффициенте усиления. Сигнал со входа CD подаётся непосредственно на сетку 12AU7. Все остальные сигналы подаются на входы через проходные конденсаторы ёмкостью в 1 мФ.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Оконечный усилитель - преемник модели Defy 7, выпускавшейся вплоть до 2004 года. «Семерка» претерпела 4 модификации до того, как принять облик DA7, в результате этих пертурбаций обретая более совершенную топологию и обзаводясь более качественными комплектующими. В первую очередь это, безусловно, касается проходных конденсаторов.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

В усилителе DA-7 мы можем наблюдать пару 12AU7A во входном каскаде, каждая из которых представляет собой два последовательно включенных триода (логично предположить, что они также выполняют роль фазоинвер-торов), две пары Tung-Sol 12АХ7, половинки которых запараллелены, использующихся в качестве драйверов для дюжины лучевых тетродов Gena lex Gold Lion KT88 в выходном каскаде. Производитель не преминул указать, что в выходных каскадах могут быть установлены самые разные лампы. Например, EL-34, 6550, 6СА7 и даже КТ-90, ну а нам достался вариант с КТ-88.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Согласование выходных трансформаторов с нагрузкой производится в DA-7 перестановкой перемычек, расположенных внутри непосредственно под каждым из трансформаторов. Решение не самое удобное с точки зрения пользователя и в том, что касается разборки корпуса, и в том, чтобы его перевернуть (аппарат весит почти пол центнера), но зато обеспечивающее кратчайший путь сигнала и гарантированно исключающее возможность случайной неверной установки (выходной трансформатор - мало того, что зачастую самая дорогая по стоимости деталь лампового усилителя, так он еще крайне чувствителен к работе с неправильно выбранной нагрузкой).

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Разработчики подчеркивают исключительную важность индивидуального подбора ламп в каждом конкретном случае, в том числе упоминая возможность попарной установки ламп-драйверов различных производителей в одноименные плечи левого и правого каналов, что, как мне кажется, должно приводить к несимметричной работе «комплиментарных» ламп в каждом из каналов. Но, по всей видимости, с точки зрения конечного потребителя, эффект выраженный в звуке, гораздо важнее идеальной синусоиды тестового сигнала на экране осциллографа.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Что касается наличия внутренних перемычек, они существуют и на отводах силового трансформатора, позволяя подключать усилитель к сетям по обе стороны Атлантики, но нас эта функция в принципе не должна заботить. Разве что кто-то озадачится сменой географической долготы и решит прихватить с собой Jadis как наиболее ценное вложение. В сегодняшней ситуации я бы не смог дать критическую оценку та кому поступку.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Связка Jadis звучит весьма необычно даже с учетом того, что это ламповый комплект. Первое впечатление - включили мощный транзисторный усилительный тракт. Внушительный бас, хорошее разрешение в верхах и замечательная динамика. Ко всему этому стоит добавить способность усилителей прокачивать весьма неординарные по своим характеристикам напольные акустические системы. Кажется, что они могут сыграться со всем, что произвёл на свет гений колонкостроителей. При этом JPL и DA-7 - на 100% ламповые усилители, с присущими всем ламповым собратьям определённой вкрадчивостью и мягкостью подачи материала.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Навязшее в зубах мнение, что «лампы не в состоянии адекватно передать напор и агрессию металлических групп», в данном случае обобщение и сентенция, не имеющие под собой основания. Вот уж дудки! JPL и DA-7 дадут фору массе «твердотельных» усилителей. Здесь и экспрессия хард-рока, и мелодичность блюза, и подкупающий своей разноцветной эклектикой конформизм смежных стилей. «Are You Gonna Be My Girl» от разухабистых антиподов Jet - прекрасный тому пример, и кажется, что даже звук перегруза в гитарных комбиках совершенно идеально «привязывается» сознанием к неяркому свечению выходных ламп, а звук тарелочек тамбурина напоминает гремучую змею, неспешно удаляющуюся со сцены после того, как сыгран последний аккорд, и металлический «шелест» бубна затухает вместе с нарочито неприглаженным вокалом Ника Цестера.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

Будь я помоложе, я бы наверняка поддался искушению переслушать всё, что мне было когда-либо более или менее интересно в музыкальном плане среди классики рока. Но irreparabile tempus все расставляет по своим местам, заставляя умерить пыл и соотнести желаемое с возможным. Подвергнув коллекцию процедуре децимации наоборот (то есть оставив каждый десятый компакт-диск из массы предварительно отобранных), я продолжил начатое с исключительно уникальным (на мой субъективный взгляд) а уди о контентом.

Предварительный усилитель Jadis JPL Mk III / Оконечный усилитель Jadis DA-7

«А Little Less Conversation» от короля рок-н-ролла - как улыбка чеширского кота, в ней неистребимый заряд иронии и ехидства, и да: она так до конца и не растворилась в музыке, периодически радуя нас теперь, как правило, в качестве саундтреков к голливудским (в основном) блокбастерам. И забойный ритм, и мастерски выстроенная динамика развития незамысловатой, на первый взгляд, композиции могут послужить своего рода ответом на вопрос, что это за болезнь, симптомы которой - носить кок, воротник-стойку и бляху размером с печень. В терминальных стадиях - ещё и гитару, при этом владение искусством звуко-извлечения явно остаётся вторичным по сравнению с искусством «тело своё гранёное» скручивать без отрыва ступней от пола. Но так уж встали звёзды - и, прослушивая в очередной раз «Come on, come on, come on, come on...», я ловлю себя на мысли, что мне совершенно не составляет труда представить Элвиса, извивающегося перед микрофонной стойкой с водруженным на неё Shure 55SH Series II. JPL и DA-7 если и не рисуют его с пайетками и бахромой золотого шитья, то дают возможность, закрыв глаза, уловить и щелчки фалангами пальцев, и шорох ткани, и, конечно, божественный голос, который раз и навсегда покорил этот мир, не делая поблажек для представителей различных рас и конфессий.

Еще парочка представителей музыкального Олимпа проверила мои уши на свежесть восприятия: великий Эрик Клэптон (помните? «Clapton is God» - ну а кто бы спорил?) и некогда замена замены Клэптона (Джимми Пейджа) в Yardbirds - его величество Джефф Бек (не могу не процитировать: «Существует два типа гитаристов: Джефф Бек и все остальные»). Признаюсь, мне всегда были глубоко неинтересны перипетии отношений музыкантов между собой: как конченый эгоист, я считал, что весь пламень их творческого потенциала должен расходоваться на ублажение меня любимого, ну и тех, кто разделяет мои музыкальные пристрастия. Все междусобойчики - нежелательные побочные эффекты, сродни пробою изоляции и в конечном итоге «падения напряжения на выходе». Впрочем, вот с чем-с чем, а с напряжением на треках почитаемых мною мастеров струны и медиатора все оказалось более чем достойно. По результатам прослушивания стал себя ловить на том, что пытаюсь прикинуть, за какой срок я бы расплатился за усилительный комплект, - но, взвесив свои финансовые обязательства, решил, что, пожалуй, сохраню по отношению к Jadis платонические чувства. Некоторые вещи должны оставаться мечтой, хотя бы для того, чтобы было о чем мечтать, а мечтать о Jadis совсем не трудно. У этих облаченных в сталь и позолоту корпусов есть всё, чтобы завладеть сердцем и умом. Стать, история, технология, удивительный микс технических достижений, позволяющий позиционировать эти аппараты и как абсолютно современные, и как винтажные, ну и, безусловно, выдающиеся звуковые данные, способные сделать тракт Jadis «сердцем» музыкальной системы меломана с любым опытом и музыкальными пристрастиями.

Как мне показалось, JPL и DA-7 удивительно легко справляются с классическими произведениями. Собственно, слово «справляются» здесь как-то даже и не уместно, они просто отыгрывают и камерные записи и БСО так, что приходится изо всех сил морщить лоб в попытках извлечь на белый свет запечатленные моменты, отложившиеся в музыкальной памяти, и судорожно совмещать силуэты запечатленного, пытаясь определить, действительно ли Jadis настолько хороши, или это недобрые шутки субъективного восприятия музыкального материала сквозь фильтр времени.

Что же касается рока, блюза и всего остального родственного этим стилям, то будь я владельцем какой-нибудь студии звукозаписи, я бы всерьёз задумался о приобретении JPL и DA-7 в собственность. Потому что купить Jadis для себя - это сделать счастливым одного себя. А купить его для задач записи и мастеринга - значит подарить счастье всем влюблённым в настоящую музыку.

ВЫВОД

JPL и DA-7 - отличная связка для того, чтобы прочувствовать не столько форму, сколько содержание музыки. Что ни говори, это выбор продвинутого меломана и аудиофила, чей внутренний компас способен указать его хозяину на разницу между шедевром и повторением, имитацией. Если кому-то нравится собирать коллекцию копий, то рекомендую воздержаться от покупки Jadis. Он провоцирует приступы хорошего вкуса. Даже если кому-то кажется, что это означает жечь стихи под звуки кампанеллы Паганини. Впрочем, кампанелла в исполнении Jadis звучит совершенно потрясающе, ну а со стихами каждый должен разобраться сам.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!