0

Сравнение

VIP Club

Сабвуферы 10" до $100

Автор статьи: Апроцкий Валентин
11.05.2008 6429 0

Заголовок Мы сами в своё время предложили разделять автомобильные сабвуферы на «толстые» и «тонкие». Изменилось ли что-то с тех пор? Несомненно: судя по всему, кормить их стали правильно.

Стало трудно разделять недорогие сабвуферы по этому признаку. В нашей далеко не бедной сегодняшней подборке лишь двоих участников можно обоснованно отнести к одной и другой категории. Остальные четырнадцать - как джентльмены, которые следят за своим питанием - среди них нет ни «толстых», ни «тонких». В переводе на технический язык это означает: у них мало различаются жёсткости подвеса (и эквивалентный объём Vas) и массы подвижной системы. Если, к примеру, убрать из рассмотрения двоих упомянутых «сторонников традиции» и ещё пару участников, примкнувших к ним, окажется, что масса подвижной системы каждой из остальных сабвуферных головок отличается от некоего среднего значения (сегодня это 105 г) менее чем на 15%. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. К примеру, почти любой из сабвуферов, фигурирующих в данном тесте (исключений максимум - два, минимум - одно), обеспечит довольно ровную АЧХ в салоне, будучи помещён в закрытый ящик объёмом 20 л. То есть появляется возможность избежать индивидуального подхода к головкам (чего в большинстве случаев делать нельзя). Впрочем, в отношении ящика с фазоинвертором (ФИ) такой фокус не пройдёт и в данном случае, форма АЧХ в этом оформлении зависит от всех трёх главных параметров Тиля - Смолла, и конечный результат меняется довольно резко в зависимости от объёма ящика.

Сейчас я немного забегу вперёд, но лучше заранее предугадать возможные вопросы, которые возникнут при знакомстве с материалами теста, и дать необходимые пояснения. Вот только что было сказано, что, мол, в зависимости от параметров фазика его АЧХ меняется драматически. Но графики, приведенные в тесте, похожи один на другой если не как две капли воды, то как два DVD - лицензионный и пиратский. На этот счёт достаточно подробное объяснение было дано в №7, но, возможно, не будет лишним повторить его снова. Дело в том, что мы теперь для любой сабвуферной головки стремимся подобрать оформление, для которого теория предсказывает однотипную АЧХ. Именно: с максимумом вблизи частоты 35 Гц и шириной полосы (по уровню -3 дБ относительно максимума) в одну и одну треть октавы, например от 25 до 63 Гц. Анализ завершённых инсталляций показывает: сабвуфер с такой АЧХ имеет шансы понравиться большинству слушателей, включая судей по качеству звучания. Всем, разумеется, не угодишь, но предугадать всевозможные вкусы и невозможно, и не входит в круг наших задач. Однако уровень акустического усиления для каждой конкретной головки будет уже разным, что позволяет нам, сложив его среднюю величину (в обычном диапазоне 25 - 100 Гц) с опорной чувствительностью, получить тот параметр, который мы называем «максимальная чувствительность в салоне». На локальной частоте можно добиться и более высокого усиления, увеличивая объём ящика, но будет ли выше средняя чувствительность? Не факт, поскольку в такой настройке резко падает отдача ниже частоты настройки порта. Уменьшая объём ящика (мы говорим о фазоинверторе, не забудьте), можно получить более ровную АЧХ, жертвуя при этом акустическим усилением.
В ЗЯ большое акустическое усиление, как правило, не получается (не больше 1,5 дБ в среднем по диапазону), но это и не входит в задачи такого оформления. Достоинство ЗЯ - возможность получить ровную частотную характеристику до самых низких басов благодаря тому, что крутизна спада частотной характеристики (12 дБ/окт.) противоположна величине подъёма, создаваемого компрессионным эффектом салона. Во многих случаях (если только полная добротность головки в ящике не слишком высокая) в интересующем нас диапазоне мы добьёмся практически прямолинейной АЧХ (с двойным отклонением всего 0,2 - 0,4 дБ). Кому-то это нужно, но если ценой увеличения неравномерности до 2 дБ можно уменьшить объём ящика на 30 - 40%, большинство из нас этим воспользуются. Так что мы теперь выбираем минимальный объём ЗЯ, в котором неравномерность АЧХ не превышает 1,8 - 1,9 дБ, и этот объём наряду с объёмом ФИ, реализующего «стандартную» АЧХ, используем для оценки компактности оформления. Как видите, элемент случайности из системы оценок нам удалось в значительной мере устранить.

Если помните, во вводной части к тестам сабвуферов мы в последнее время никак не обходимся без статистики. Как соотносятся участники промежуточными итогами, подведенными для №6/2006? А вот как. Сегодняшние одноклассники оказались «на круг» жёстче обычного, их средний эквивалентный объём 30,5 л (по прежней статистике было 38,1 л). Средняя подвижная система стала тяжелее, и поэтому средняя опорная чувствительность для сегодняшней группы (86,13 дБ/Вт) примерно на 0,35 дБ ниже. Средняя величина нелинейных искажений (2,13%) на 0,12% ниже, чем «было», но этот результат ложится почти точно в центр между искажениями «восьмёрок» и «двенашек». В общем, всё идёт своим чередом. А «апгрейд» таблицы мы планируем провести после теста следующего номера - там нас ждут «десятки» подороже.
Мне лично введение к тесту помогает смириться с неизбежным - описанием устройства очень красивых, очень нужных, но однотипных и весьма многочисленных изделий. И сейчас я к нему уже морально подготовлен, надеюсь, и вы тоже. Но чтобы свести к минимуму неизбежные повторы, вспомним о тех умолчаниях, которые обычно принимаются в материалах такого рода. Считаем, что корзина диффузородержателя в этой ценовой категории штампованная, о том единственном случае, когда не так, мы возвестим первыми, а вы первыми это прочтёте. Вне зависимости от материала диффузора примем, что центральный колпачок изготовлен из пластика, а подвес - из резины. Неявным образом станем предполагать, что нижняя шайба магнитной системы снабжена внутренней проточкой (исключений из этого правила очень немного), о наличии которой нам позволяет судить характерный кольцевой прилив на задней шайбе. Будем исходить также из того, что центрирующая шайба плоская и с регулярными гофрами, хотя и исключения из этого правила попадаются нередко. Наиболее распространены в конструкциях сабвуферов пружинные зажимы для акустического кабеля, их присутствие и будем полагать как само собой разумеющееся. Диаметр звуковой катушки по умолчанию считаем равным 51 мм, или, что то же самое, 2 дюйма. Если высота кольца ферритового магнита не указана, значит, она равна 20 мм. Всё множество конструктивных вариантов подвода гибких проводов к звуковой катушке мы для простоты разделяем на три способа. Но с ними разберёмся на конкретных примерах. А знакомиться с примерами начинаем прямо сейчас.

Hyundai H-CSP101F
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
400/200
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,5
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
91,3
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,6
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,11

Вероятно, изготовитель не ставил себя в слишком жёсткие рамки выбором узкого магнитного зазора, по крайней мере, при достаточно внушительных габаритах магнита силовой фактор (11,4 Тл м) оказался совсем не высоким. Правда, и подвижная система здесь (79 г) чуть ли не самая лёгкая, потому и опорная чувствительность у этого сабвуфера довольно высокая - а именно она определяет отдачу в ЗЯ. Нелинейные искажения почти в точности соответствуют среднему по группе показателю, и к этому добавить нечего.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц - 30,9
Vas, л - 48,2
Qts - 0,368

Hyundai H-CSP101F

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hyundai H-CSP101F
ПОЧЕМ
$45
ЭТО – ПЛЮС
Достаточно высокая чувствительность в ЗЯ
Способность работать в компактном ЗЯ
Достойная чувствительность в ящике с ФИ
ЭТО – МИНУС
ФИ получается немаленький
ОДНИМ СЛОВОМ...
Для так дёшево - на редкость сердито
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
9
Искажения
8
Компактность оформления
8
Итог
42

АвтоЗвук Фаворит Старший брат этого сабвуфера нам уже встречался в тестах 12-дюймовых головок. Характерная деталь сабов Hyundai - жёсткий центральный колпачок (58 мм) неподражаемой ступенчатой формы. Материалом для изготовления диффузора послужила ткань из кевлара. Корзина совсем не звонкая, даже напротив - как скала, её внешний обод окружает резиновый обруч C-образного сечения. Подвес по меркам 250-миллиметровых головок широкий, 27 мм. Внешний диаметр магнита 155 мм, диаметр осевого отверстия 20 мм. Контактные зажимы винтового типа. Подводящие провода зафиксированы на внешней стороне конуса и подходят к каркасу звуковой катушки. У нас, если помните, такой вариант подвода называется вторым.


Параметров Тиля - Смолла по версии изготовителя найти мы не смогли, хотя старались, но вы знаете: про это иногда просто спросить не у кого. Возможно, отсутствие этой информации объясняется тем, что H-CSP101F позиционируется как «F», или free air. А тогда вроде бы и знать про параметры ничего не надо: пили дыру да привинчивай. Однако наши измерения показали: полная добротность у головки совсем не фри-эйрная. Вариант АЧХ при установке в акустический экран (в смысле на багажник) мы тоже приводим, но сами видите, не шоколад, весь пар уходит в подзвуковую область, а на информативном басе (40 - 60 Гц) такую же отдачу можно снять при установке головки в очень компактный для «десятки» 14-литровый ЗЯ. Кому надо, чтобы от души, можем рекомендовать ФИ с настройкой на 32 Гц (тоннель 8х35 см), но тогда придётся распрощаться с сорока пятью литрами объёма багажника.


Aviator AW 250
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
250/125
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,5
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
93
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,19

По части номинальной мощности итальянцы, возможно, поскромничали, но неоспоримо, что резерв тепловой перегрузки у полуторадюймовой звуковой катушки ниже, чем у большинства «коллег». В соответствии с размером магнита силовой фактор (9,3 Тл м) здесь тоже ниже, чем у других одноклассников. Подвижная система тут также самая лёгкая, что в сочетании с самым большим эквивалентным объёмом даёт этому динамику полное право на звание «тонкого». Как у них, у «тонких», заведено, опорная чувствительность головки - на уровне лучших образцов. Нелинейные искажения практически соответствуют среднему по группе уровню.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 37 35,6
Vas, л 55 50,4
Qts 0,55 0,529


Aviator AW 250

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Aviator AW 250
ПОЧЕМ
$47
ЭТО – ПЛЮС
Достаточно высокая чувствительность в ЗЯ
Весьма высокая чувствительность в ящике с ФИ
ЭТО – МИНУС
Невысокая допустимая мощность
Требует объёмистого оформления
ОДНИМ СЛОВОМ...
Работа тонкая, но интересная
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
9
Искажения
8
Компактность оформления
8
Итог
41

Надо сказать, что масса этого сабвуфера и правда авиационная, так что будете озвучивать вашу «Сессну», имейте в виду. Корзина тонкая и, как следствие, звонкая. В центре диффузора из полипропилена находится сопряжённый центральный колпачок (112 мм) из того же авиационного материала. Ширина подвеса из пенополиуретана 23 мм. На внешнем ободе корпуса - мягкое средней высоты уплотнительное кольцо. С полуторадюймовой звуковой катушкой гармонирует осевое отверстие диаметром 14 мм. Магнит габаритами 120х17 мм компактнее, чем у любого другого участника. Слегка вогнутая центрирующая шайба помогает ограничить перемещение звуковой катушки вниз. Для соединения акустических проводов надо использовать клеммы-«лопатки». Гибкие провода, которые идут от контактов, прошиты в конус и соединяются с выводами звуковой катушки под центральным колпачком. Такой вариант у нас называется первым, в данном случае разница только в том, что провода пересекают материал диффузора трижды.


С параметрами всё тип-топ. С рекомендациями изготовителя, в принципе, тоже. Предлагается ЗЯ и ФИ, оба довольно немаленькие (что характерно для «тонких»), но с неплохими АЧХ. Моделирование по измеренным (очень близким к заявленным) параметрам позволило рекомендовать уменьшить ЗЯ до 26 л, фазик же лучше сделать побольше и с более низкой настройкой, получается совсем красота. Тоннель для своего фазика изготовители рекомендуют 76х210 мм, для нашего при том же диаметре он должен быть на 50 мм длиннее


Maxwatt ML-10HP
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт
300
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,7
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
91
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,29

Изготовители говорят (вернее, пишут): для ML-10HP надо готовить закрытый ящик объёмом от 18 до 23 л. Основываясь на приведенных изготовителями же параметрах Тиля - Смолла, подтверждаем: надо. При этом нетрудно заметить: при увеличении объёма от минимального до максимального мало что меняется, выводы можете сделать сами. Есть и рекомендация по ФИ, только довольно странная: объём от 24 до 32 л, про настройку - молчок, а мы за производителей её выдумывать не собираемся. По слегка уточнённым параметрам получается: ЗЯ идеально взять 25 л. В том же объёме с настройкой на 32 Гц получается АЧХ аудиофильского ФИ, при очень длинном тоннеле (55 см при диаметре 8). Если объём увеличить до 35 л, АЧХ сохранит и приумножит свои прелести, а тоннель понадобится 37 см длиной, что более реально.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 30 30,7
Vas, л 48 46,4
Qts 0,42 0,349

Maxwatt ML-10HP

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Maxwatt ML-10HP
ПОЧЕМ
$48
ЭТО – ПЛЮС
Высокая опорная чувствительность
Перебор со светодиодами
ЭТО – МИНУС
Немного повышенные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Эффектный инструмент для аудиофила. За недорого
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
8
Компактность оформления
8
Итог
41

Сабвуферы Maxwatt относятся к числу постоянных участников наших тестов. Головки новой серии отличаются дымчатой надписью «MXW» в центре плоского центрального колпачка (115 мм), которая во время работы подсвечивается синими светодиодами. Корзина корпуса не полностью лишена звонкости. Полипропиленовый диффузор покрыт с внешней стороны слоем хрома. Материалом подвеса (его ширина 21 мм) и здесь послужил вспененный полимер. С передней стороны внешнего обода корпуса находится мягкое и высокое кольцо, которое мы по традиции называем уплотнительным и которое давно уже ничего не уплотняет. Габариты магнита 143х21 мм. Диаметр осевого отверстия 19 мм, а отводу тепла от катушки способствуют четыре полукруглых оконца в корпусе. Контактные зажимы «смотрят» вбок и выступают за посадочный диаметр головки. Провода к звуковой катушке проложены по первому способу.


Силовой фактор (13,0 Тл м) заметно выше среднего по «классу» значения (сегодня это 12,3 Тл м), а подвижная система при массе 98,8 г, напротив, несколько легче средней. Результат предсказуем: опорная чувствительность (и чувствительность в ЗЯ) одна из самых высоких среди участников. Нелинейные искажения немного выше средних, но не настолько, чтобы дать повод для обсуждения.


Ground Zero GZTW 25T
Номинальный импеданс, Ом
4
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт
300
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,5
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
91,1
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
3,01

Значение силового фактора (12,9 Тл м) хоть и немного, но выше среднего значения, а подвижная система (98,8 г) тоже слегка, но легче некоей средней «подвижки». Понятно, что опорная чувствительность оказалась не менее высокой, нежели у предшественников. Нелинейные искажения выше, чем у других участников, хотя, как было сказано, по уровню искажений группа подобралась сегодня дружная.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 29,7 44,0
Vas, л 53,8 24,5
Qts 0,30 0,491

Ground Zero GZTW 25T

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ground Zero GZTW 25T
ПОЧЕМ
$54
ЭТО – ПЛЮС
Относительно высокая опорная чувствительность
Достойная чувствительность в ящике с ФИ
ЭТО – МИНУС
Высокие нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Весьма универсальное изделие
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
9
Искажения
7
Компактность оформления
8
Итог
41


Сабвуфер выглядит явно дороже своих денег. Диффузородержатель по форме неотличим от того, что мы видели у первого участника, и столь же основательно заглушён. Правда, в корпусе этого саба предусмотрено восемь окошек обдува звуковой катушки, так что условия для отвода тепла здесь созданы более благоприятные. В центре диффузора из полипропилена с иссиня-чёрным циркониевым покрытием можно увидеть сопряжённый колпачок диаметром 105 мм. Ширина подвеса 20 мм. Уплотнительное кольцо двухслойное, мягкое, средней высоты. Под резиновым чехлом - умеренно крупный магнит диаметром 134 мм. Диаметр осевого отверстия достаточно типичный для сегодняшних одноклассников, 20 мм. Провода к звуковой катушке подведены по второму способу.


Изготовители дают «вилку» объёма ЗЯ, в которой, судя по всему, лучше держаться нижнего значения, чувствительности хватит. Рекомендованный ФИ - для экстремистов, милости просим. Измеренные (и потом дважды перемеренные) нами параметры соотносятся с заявленными, как ворон с мельником: из одной оперы, но совсем не похоже. При этом (такое случается) заводские рекомендации полностью сохраняют смысл, плюс-минус децибел. Наилучший ЗЯ - объёмом 25 л, по верхнему пределу «родных» цифр. ФИ можно сделать и без экстремизма, к тому же и более компактный. Тоннель будет 8х33 см, а ежели его заглушить, АЧХ выйдет примерно на изображённую для объёма 25 л.


Mystery MJS 10
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
400/220
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
86,5
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90,8
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,44

Расчётное значение силового фактора (12,2 Тл м) почти точно соответствует среднему значению по группе. Масса подвижной системы (100 г) незначительно ниже среднего показателя, и, как результат, опорная чувствительность головки находится на хорошем среднем уровне. Нелинейные искажения немного повышены, и здесь, как чаще всего бывает, проявились свойства подвеса.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 39,25 43,4
Vas, л 26,68 24,9
Qts 0,5 0,602

Mystery MJS 10

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Mystery MJS 10
ПОЧЕМ
$54
ЭТО – ПЛЮС
Надёжная конструкция подвода
ЭТО – МИНУС
Несколько повышенные нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Солидная и универсальная вещь
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
7
Компактность оформления
8
Итог
40

В ходе изготовления полипропиленового диффузора внешней его поверхности придана «лучистая» фактура, на которую нанесён слой хрома. В сочетании с оранжевым центральным колпачком (90 мм) «лицо» сабвуфера Mystery имеет праздничный вид. Диффузородержатель среднезвонкий. Ширина подвеса до сих пор шла по нисходящей, но у этого сабвуфера подвес (21 мм) чуть шире, чем у предыдущего. На внешнем ободе корпуса присутствует мягкое уплотнительное кольцо средней высоты. Внешний диаметр магнита 126 мм. Диаметр осевого отверстия почти такой же, как у остальных «коллег», 18 мм. Восемь окошек способствуют улучшению обдува звуковой катушки. Центрирующая шайба вогнутая. Контактные зажимы винтового типа. Плоские подводящие провода вклеены внутрь центрирующей шайбы - такой конструктивный вариант у нас называется третьим и, по нашему мнению, обеспечивает максимальную надёжность.


Приятно, когда изготовители уверены в себе. Рекомендовано: один ЗЯ и один ФИ. Прогнозные (по параметрам авторов разработки) АЧХ - ни убавить, ни прибавить. АЧХ фазоинвертора, надо отметить, типична для рекомендуемых производителями сабвуферов, они исходят из того, что потребитель такого типа оформления хочет много и сразу. Измеренные параметры слегка ушли от заявленных, по ним рекомендации будут такие: наилучшим объёмом ЗЯ мы считаем 23 л, а фазик с более музыкальной характеристикой получится в объёме почти таком же, 27 л. Тоннель будет иметь длину 33 см при диаметре 8, хотя изготовители допускают диаметр и 7 см. Если их послушаться, длина будет всего 24 см.


Caliber CWC 10
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
500/150
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
85,3
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,82

Магнитный зазор здесь, судя по всему, относительно широкий. Сказался, наверное, и увеличенный «калибр» осевого отверстия, словом, при достаточно солидном магните силовой фактор (11,1 Тл м) оказался даже ниже среднего. Масса подвижной системы (105 г) в точности соответствует среднему значению, так что опорная чувствительность получилась предсказуемо невысокой. Что же касается нелинейных искажений, то по этому показателю «Калибер» обходит подавляющее большинство «коллег». В хорошем смысле.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 37,67 39,4
Vas, л 65,6 27,1
Qts 0,54 0,605

Caliber CWC 10

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Caliber CWC 10
ПОЧЕМ
$66
ЭТО – ПЛЮС
Невысокие нелинейные искажения
ЭТО – МИНУС
Хром уже не носят
С документами надо поаккуратнее
ОДНИМ СЛОВОМ...
Отличный сабвуфер с дурным описанием
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
9
Компактность оформления
8
Итог
42

АвтоЗвук рекомендует Полированным хромом и забранным в сетку магнитом Caliber напоминает сабвуферы Audiobahn. Но корзина здесь имеет совсем иную форму, что и позволило убрать её резонансы из значимого частотного диапазона. Целлюлоза диффузора покрыта синим лаком поверх краски «металлик». Диаметр плоского центрального колпачка 112 мм. Из шести участников это уже третий с подвесом из вспененного пластика, ширина его 25 мм. Внешний обод корпуса закрыт ставшим уже традиционным резиновым кольцом C-образного сечения. Габариты магнита 146х20 мм. Магнит по-любому не мелкий, правда на конечный магнитный поток может повлиять и увеличенный диаметр (22 мм) осевого отверстия. Шесть широких вентиляционных окон помогают отводить тепло от звуковой катушки. Гофры центрирующей шайбы имеют прогрессивное сечение (от периферии к центру уменьшаются их шаг и высота). Провода к катушке проложены по третьему способу - в данном случае они прошиты в каждый гофр шайбы.


Здесь снова никаких шатаний и метаний: рекомендованный ЗЯ 22 л, ФИ - 31 с настройкой на 43 Гц. Всё вроде хорошо и понятно, но вот результаты моделирования по этим рекомендациям и параметрам, исходя из которых рекомендации (как нам искренне казалось) должны были быть получены, озадачили, взгляните сами. Где-то что-то вкралось. По результатам наших измерений эквивалентный объём оказался меньше заявленного больше чем вдвое. Вот тут-то карта и пошла. Заводские рекомендации встали на место, а мы их чуть улучшили: ЗЯ можно чуть покомпактнее, ФИ настроить пониже - и полная гармония перед вами.


Pioneer TS-W256C
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
800/350
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
85,7
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
89
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,21

Можно было предположить, что столь хитрой формы отливка диффузора не окажется слишком лёгкой. Действительность превзошла ожидания: при массе «подвижки» 121 г Pioneer вышел на третье место по этому показателю. Кстати, по малости эквивалентного объёма этот сабвуфер тоже занял второе место, и по сочетанию параметров он имеет право претендовать на звание «второго по толщине». Однако весьма солидный магнит свое дело сделал, обеспечив второе в группе значение силового фактора (13,8 Тл м). Конечно, опорная чувствительность оказалась ниже средней, но по меркам «десяток» такой показатель можно признать приемлемым. Нелинейные искажения чуточку выше средних, но не настолько, чтобы это должно было нас беспокоить.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 35,6 37,3
Vas, л 25,1 22,7
Qts 0,44 0,426

Pioneer TS-W256C

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Pioneer TS-W256C
ПОЧЕМ
$74
ЭТО – ПЛЮС
Способность работать в компактном объёме
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Солидно
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
7
Искажения
8
Компактность оформления
9
Итог
41

Основательный внешний вид недорогого, в общем, сабвуфера обусловлен кожухом из серого пластика, который закрывает магнитную систему. Этот кожух будет очень кстати, если придётся монтировать динамик наружу «горшком». Шайба магнитной системы, насколько её удалось разглядеть под кожухом, плоская, что даёт нам моральное право высказать предположение об отсутствии в ней внутренней проточки. Диффузородержатель вполне звонкий. Диффузор сложной формы создан (при такой форме это самое подходящее слово) из полиолефина с волокнами арамида. В центре его установлен плоский центральный колпачок диаметром 112 мм, который ещё увеличивает жёсткость всей конструкции. Материалом для изготовления широкого (28 мм) подвеса и здесь служит пенополиуретан - в данном случае он ещё и упрочнён кордом. Габариты магнита более чем солидные: 142х35 мм. Калибр осевого отверстия 21 мм. Установленное спереди на корпусе пластиковое кольцо служит для размещения крепежа, но, естественно, в случае монтажа динамика «вверх ногами» его придётся удалить. Гибкие провода соединяются с катушкой по первому способу, только в конус они прошиты дважды, а свободные концы зафиксированы компаундом.


Pioneer рекомендован изготовителями только для закрытого ящика, границы допустимого объёма которого приведены с обезоруживающей точностью: от 18,4 л до 35,4, никак иначе. Легко усмотреть на графике, что нет смысла далеко уходить от нижней границы, пусть и определённой с точностью до знаменитых «ста грамм». Данные измерений заявки производителей подтвердили довольно уверенно, а наши советы будут такими: ЗЯ можно делать исключительно компактным, до 14 л. А чуть больший объём 18 л послужит отличным ФИ, если вы сможете настроить его на 37 Гц, а это - тоннель длиной под 60 см при принятом у нас диаметре 8 см.


Lighting Audio P3.10.4
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
750/150
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
86,0
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,4
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,47

Расчёты дали достаточно высокое значение силового фактора (13,6 Тл м), вдвойне высокое для такого, в общем, не фантастического магнита. Масса подвижной системы в точности такая же, как у предыдущего участника, 121 г. Ага, - спросите вы, - как же это получилось, что опорная чувствительность тут на 0,3 дБ выше? Элементарно - узкий подвес ведёт к увеличению эффективной площади диффузора (разница в 10%, между прочим), что и позволяет отыграть при прочих равных условиях 2 дБ по отдаче. Обратная сторона узкого подвеса - несколько повышенные нелинейные искажения.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 33 28,1
Vas, л 43,5 44,3
Qts 0,463 0,358

Lighting Audio P3.10.4

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Lighting Audio P3.10.4
ПОЧЕМ
$75
ЭТО – ПЛЮС
Способность работать в компактном объёме
ЭТО – МИНУС
Несколько повышенные нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Чудо компактности
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
7
Компактность оформления
9
Итог
41

Материал, из которого изготовлен корпус этого сабвуфера, не отличается экстренной толщиной, скорее наоборот. Штамповка с треугольными вырезами напоминает головки Kicker и характеризуется привычной для такого профиля каменной заглушенностью. Материалом диффузора послужил всё тот же полипропилен, но с наполнителем из слюды. Сопряжённый центральный колпачок из того же материала диаметром 127 мм. Ощутимо мягкий подвес имеет невеликую ширину 19 мм и конгруэнтное сечение. Внешний диаметр магнита 138 мм. Калибр осевого отверстия такой же, как у многих: 20 мм. Для подсоединения акустического кабеля надо будет использовать клеммы-«лопаточки». Провода от клеммника соединяются с выводами звуковой катушки по первому способу без каких-либо вариаций.


Знаете, какой объём ЗЯ требуется для этого динамика? Так вот знайте: 14,16 л. Не дай вам бог ошибиться и сделать 14,15. Вовлечённость как рукой снимет. Ну ладно, все всё понимают: это полкубофута, переведенные в метрическую систему тем, кто дорожит своим местом в компании и не проявляет излишней инициативы. Построенная кривая создаёт впечатление, что здесь LA немного тесно, потом проверим. Параметры у нас немного иные, но без драмы, при этом все три ушли в «мягкую» сторону, что необычно. Моделирование показало: АЧХ ещё лучше «заводской» можно получить уже в 11 л ЗЯ, вдвое больший объём стал бы отличным ФИ, но тоннель длиной 66 см для такого корпуса - дело нереальное. Да и не очень надо...


Sony XS-102P5S
Номинальный импеданс, Ом
4
Пиковая/Непрерывная мощность (по данным изготовителя), Вт
1200/330
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
84,0
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,89

В последнее время я всячески избегаю комментариев по поводу заявленной изготовителем мощности, но в отношении пиковой мощности, как мне кажется, авторы инструкции немного увлеклись. Хотя понятно, что головка с увеличенной звуковой катушкой просто обязана иметь увеличенный резерв тепловой перегрузки. Вычисленное значение силового фактора 13,1 Тл м несколько выше среднего, но вот масса... 147 г - это очень много для саба «общего назначения», по этому показателю «пентагон» занял второе место в группе. В общем, никого не должно удивлять, что чувствительность оказалась одной из самых низких в сегодняшней подборке, для работы в ЗЯ Sony потребует изрядной мощности. Нелинейные искажения, по меньшей мере, не хуже средних, а на низком басе (50 - 63 Гц) - одни из самых низких в группе.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 26,6 28,6
Vas, л 52,5 40,3
Qts 0,41 0,490

Sony XS-102P5S

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Sony XS-102P5S
ПОЧЕМ
$75
ЭТО – ПЛЮС
Увеличенный резерв мощности
Низкие искажения на низком басе
ЭТО – МИНУС
Низкая опорная чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Мощный саб для микроскопического объёма
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
7
Искажения
8
Компактность оформления
9
Итог
41

Перед нами очередная инкарнация пятиугольных сабвуферов от Sony. Диффузор традиционно изготовлен из полипропилена с зеркально-гладкой поверхностью - у него непростая форма не только в плане, но и в разрезе. Центральный колпачок, естественно, тоже пятиугольный. Спицы диффузородержателя сравнительно тонкие, при этом и звонкие. Подвес шириной всего 18 мм ощутимо жёсткий. Пластиковое кольцо, которое установлено на внешнем ободе корпуса, служит для размещения головок крепежа. Внешний диаметр магнита 134 мм, что совсем немного для звуковой катушки калибра 2,5 дюйма. Гофры центрирующей шайбы имеют прогрессивное сечение. Контактные зажимы винтовые, выдающегося качества. Провода от зажимов к звуковой катушке подведены по третьему способу, в данном случае они вклеены между двумя слоями центрирующей шайбы. Излишне говорить, что в такой конструкции провод может порваться только вместе с шайбой.


Sony закрытый ящик рекомендует, и в нём АЧХ выглядит довольно многообещающе. Рекомендованный ФИ по объёму меньше ЗЯ (это редкость), в нём следует ожидать весьма бурной характеристики с максимумом на 50 Гц. При измерениях у нас, уже во второй раз в этом тесте, сильно разошлись значения эквивалентного объёма, наш экземпляр оказался намного жёстче ожидаемого. Тем не менее повторное моделирование подтвердило осмысленность рекомендаций изготовителя, к которым мы можем сделать как минимум одно ценное дополнение: Sony даёт ровную АЧХ всего-то в 13 л закрытого объёма, грех пройти мимо. Есть вариант отличного широкополосного ФИ, увы, почти не реализуемый из-за потребной длины 8-сантиметрового тоннеля, приближающейся к 80 см. Обычная беда «десяток»...


Vieta ML100
Номинальный импеданс, Ом
4
Пиковая/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
500/200
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
87,8
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
91,8
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,86

Надо думать, что о потерях, связанных с наращиванием калибра осевого отверстия, разработчики были информированы не хуже нас, по крайней мере, им удалось и при таких условиях обеспечить достойное значение силового фактора 13,0 Тл м. В сочетании с относительно лёгкой подвижной системой (91 г) это позволило добиться высокой опорной чувствительности - по этому показателю Vieta лидирует в группе. В отношении нелинейных искажений отметим: они ниже, нежели у многих одноклассников.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 33 34,9
Vas, л 52 42,1
Qts 0,39 0,400

Vieta ML100

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Vieta ML100
ПОЧЕМ
$78
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Остроумная конструкция
ЭТО – МИНУС
Ни одного не компенсированного плюсами
ОДНИМ СЛОВОМ...
Изящная и продуманная конструкция
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
9
Искажения
8
Компактность оформления
8
Итог
42

Авторы разработки этого сабвуфера снабдили его пластиковым кожухом, закрывающим магнитную систему, наподобие того, который нам попадался у одного из предыдущих одноклассников. Разница в том, что кожух может устанавливаться по желанию. (У нашего фотографа такого желания, как видите, не возникло - без кожуха конструкция головки и вправду понятнее.) А на тот случай, если сабвуфер будет монтироваться обычным образом, а не «вверх дном», в комплекте предусмотрена и фасонная защитная решётка. Покрытый чёрным хромом корпус обладает средней звонкостью. В центре полипропиленового диффузора с никелевым покрытием - сопряжённый центральный колпачок (108 мм), также металлизированный. Ширина подвеса вновь пошла по убывающей, в данном случае она составила 17 мм. Габариты магнита 125х24 мм. При обычных размерах звуковой катушки у разработчиков хватило смелости сделать осевое отверстие диаметром 25 мм. Контактные зажимы хотя и установлены под углом, но за посадочный диаметр не выступают. Провода к звуковой катушке подведены по первому способу.


Испанцы советуют объём ЗЯ от 15 до 24 л, отмечая: второе значение - оптимальное. А и верно, оптимальное. Рекомендуются также два ФИ: побольше и погромче, поменьше и поровнее. При измерениях Vas вновь отошёл от ожидаемого значения, правда не так далеко, как уже бывало. В этой связи наши представления об оптимальном оформлении становятся такими: ЗЯ - 21 л, в принципе, пожертвовав немного чувствительностью, можно его ужать до тех же 15 л, при этом форма АЧХ почти не пострадает. Оптимальный ФИ - 31 л с настройкой на 32 Гц. В таком объёме это не слишком трудно: тоннель будет 8х42 см.


Kicx ICQ-250
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
400/200
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
84,5
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
91
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,48

Бывает и так. Магнит по-любому солидный, осевое отверстие относительно скромное, а силовой фактор всего лишь 10 Тл м. По всему выходит, что в ширину магнитного зазора разработчики заложили запас на все мыслимые и немыслимые режимы работы. И хотя «подвижка» здесь тоже далеко не тяжёлая (97 г), опорная чувствительность получилась достаточно низкой, и здесь я усматриваю довод в пользу того, чтобы использовать этот сабвуфер в ящиках с ФИ. А вот нелинейные искажения у «Кикса» ниже, чем у остальных одноклассников, и чуть ли не самые низкие в этом формате.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 32 36,6
Vas, л 42,5 31,6
Qts 0,574 0,631

Kicx ICQ-250

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Kicx ICQ-250
ПОЧЕМ
$82
ЭТО – ПЛЮС
Весьма низкие нелинейные искажения
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность в ЗЯ
Требует объёмистого оформления
ОДНИМ СЛОВОМ...
Не самый громкий, но мощный саб преимущественно для ФИ
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
9
Компактность оформления
8
Итог
42

Корзина сабвуфера Kicx на удивление глухая, как каменная стена. Диффузор составной: пластиковый шаровой сегмент с хромовым покрытием опирается на полноразмерный конус из целлюлозы. Подвес широкий, 28 мм. Внешний обод корпуса окружён резиновым кольцом C-образного сечения. Магнит скрыт под хромированной сеткой, но мы давно уже научились «видеть сквозь стены», в данном случае я увидел его размеры как 144х22 мм. Осевое отверстие без излишеств, диаметром 19 мм. Центрирующая шайба немного вогнута. Контактные зажимы выходят за диаметр посадочного отверстия, что может создать определённые проблемы при установке сабвуфера в усиленный корпус. Провода к катушке подведены по первому способу, причём каждый из них дополнительно зафиксирован в отверстии скобкой.


Смотрите, какое дело: в единственном рекомендованном изготовителем ЗЯ ICQ-250 наигрывает 3 дБ в дополнение к опорной чувствительности, что, как вы знаете, эквивалентно уменьшению вдвое подведенной мощности при том же звуковом давлении. Рекомендованный ФИ вопросов не вызывает, всё хорошо продумано. По данным измерений, Kicx оказался жёстче, чем предполагалось, по всем трём параметрам. Базируясь на собственных трудах, мы рекомендации изготовителя в целом подтверждаем (плюс-минус) и даём две свои: объём ЗЯ можно довести до 21 л, а в «кубофуте» с настройкой на 32 Гц получается нечастая разновидность очень широкополосного ФИ. Настраивать будет непросто: 8-сантиметровый тоннель протянется ровно на полметра, но уж вы как-нибудь постарайтесь, для себя ведь...


Audiotop WF10.4
Номинальный импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
460/230
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
86,8
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
89,6
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,71

В полном соответствии с габаритами магнита и размером звуковой катушки силовой фактор, согласно расчётам, самый большой в группе: 14, 0 Тл м. (В сабвуфере, открывавшем тест, магнит предположительно был «недомагничен» - другого объяснения у меня нет.) Масса подвижной системы точно совпадает со средним по сегодняшней выборке значением, а что чувствительность получилась не самой высокой, так это следствие относительно широкого подвеса. Впрочем, назвать чувствительность низкой (по меркам «десяток», конечно) тоже нельзя. Нелинейные искажения ниже, чем у почти всех участников (за единственным исключением, о котором уже всё было сказано).
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 32±3 35,1
Vas, л 43 31,9
Qts 0,27 0,389

Audiotop WF10.4

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Audiotop WF10.4
ПОЧЕМ
$84
ЭТО – ПЛЮС
Низкие нелинейные искажения
Способность работать в компактном оформлении
ЭТО – МИНУС
Так чтобы явных - нету
ОДНИМ СЛОВОМ...
Грамотно выполненный сабвуфер универсального назначения
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
9
Компактность оформления
9
Итог
43

АвтоЗвук лидер Вслед за усилителем Audiotop появился у нас и сабвуфер той же марки. Корзина динамика толстая и очень неплохо заглушённая. Диффузор (кстати, не столь уж жёсткий) изготовлен из длинноволокнистой целлюлозы, диаметр плоского центрального колпачка 107 мм. Это пока что пятый в нашей группе сабвуфер с подвесом из вспененного полимера (ширина 25 мм). Резиновое кольцо C-образного сечения окружает внешний обод корпуса. Под резиновым поясом находится магнит нешуточного внешнего диаметра 155 мм. (Магнит с такими же габаритами и с таким же осевым отверстием нам уже встречался в самом начале теста, интересно будет сравнить силовой фактор этих двух головок.) Осевое отверстие 20-миллиметровое. Провода к выводам звуковой катушки подведены по первому способу.


Графики АЧХ в рекомендованных видах оформления как бы разбегаются от горизонтали: в ЗЯ проходит заметно ниже, как и полагается при низкой добротности. В ФИ - откровенно выше, ради чего он и придуман. В итоге наших измерений Fs легла на верхний предел приведенного допуска, оба других параметра тоже ушли в «жёсткую» сторону. При этом положение на фронте существенно улучшилось: в объёме 16 л АЧХ ложится строго в горизонт, можно даже дать ЗЯ усохнуть до 11 л без больших потерь. ФИ был бы на загляденье при объёме 24 л и настройке на 34 Гц, кабы не полуметровый тоннель.


Alpine SWL-1042
Номинальный импеданс, Ом
4
Пиковая/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
500/150
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
86,0
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90,6
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,36

Уменьшенный диаметр звуковой катушки влечёт за собой известные ограничения допустимой (тепловой) мощности, хотя вычисленное значение силового фактора (10,9 Тл м) показывает, что на ширину магнитного зазора конструкторы явно не поскупились. Подвижная система (несмотря на двухкомпонентную конструкцию диффузора) оказалась достаточно лёгкой (93 г), так что опорную чувствительность можно считать приемлемой. Нелинейные искажения несколько выше средних, но в абсолютном выражении назвать их высокими я бы не решился.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 33 30,3
Vas, л 65 47,8
Qts 0,34 0,433

Alpine SWL-1042

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Alpine SWL-1042
ПОЧЕМ
$86
ЭТО – ПЛЮС
Способность работать в компактном ЗЯ
ЭТО – МИНУС
Невысокая допустимая мощность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Скромно и аккуратно
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
8
Компактность оформления
8
Итог
41

Перед нами представитель наиболее доступной серии сабвуферов Alpine - обводы головки довольно-таки лаконичны, впрочем, корзина весьма неплохо заглушена. Конструкция диффузора - из тех, что имеют хождение в современных разработках: верх - шаровой сегмент из полипропилена, низ - полноразмерный конус из целлюлозы. Подвес неширокий (16 мм) и ощутимо мягкий. Внешний обод корпуса окружён кольцом с сечением в форме буквы «C». Магнит габаритами 133х27 мм вполне солиден для 1,5-дюймовой звуковой катушки. Диаметр осевого отверстия всего лишь 15 мм. На винтовые зажимы нанесено покрытие «чёрный хром», проводимость которого, насколько мне известно, не идеальна. Отсюда следует лишь то, что при монтаже сабвуфера акустический кабель надо тщательно обжать. Провода к катушке подведены по первому способу, с той лишь разницей, что в конус они прошиты дважды.


На разных страницах описания даются разные цифры рекомендаций. Забавно. Выбрав крайние значения, получаем набор АЧХ, в котором мы бы советовали избегать минимальных рекомендованных объёмов. У нас сочетание параметров получилось заметно иным, чем приведенное в описании (к счастью, правда, без разночтений между страницами), и советуем мы вот что: всё складывается наилучшим образом в закрытом ящике объёмом 18 л, а дополнительные резервы звукового давления возникают в ФИ пифагорейских пропорций: объём 32 л, настройка на 32 Гц. Тоннель при этом будет иметь длину ровно 30 см, если взять не 8 см, как мы берём обычно, а 7, как делали уже многие изготовители в этом тесте.


Diamond Audio D1 10D2
Номинальный импеданс, Ом
2+2
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
400/200
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
86,8
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90,8
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
2,60

Напомню на всякий случай, что 2-омные секции катушки мы включаем при измерениях последовательно, так что получается головка с привычным импедансом 4 Ом. Как ни удивительно, но величина силового фактора (13,6 Тл м) оказалась существенно выше средней. Массой подвижной системы (98 г) разработчики явно не стремились никого поразить. Правда, широкий подвес весьма драматически сказывается на эффективной площади диффузора 10-дюймовых головок, так что опорная чувствительность получилась не слишком высокой. Нелинейные искажения выше, нежели у многих одноклассников - по некоторым признакам это следствие нелинейности весьма узкого магнитного зазора.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 32,5 33,0
Vas, л 37,9 35,5
Qts 0,39 0,387

Diamond Audio D1 10D2

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Diamond Audio D1 10D2
ПОЧЕМ
$88
ЭТО – ПЛЮС
Способность работать в компактном оформлении
ЭТО – МИНУС
Несколько повышенные нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
Самый доступный двухкатушечник
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
7
Компактность оформления
9
Итог
41

Сабвуферы D1 стоят несколько особняком в ряду разработок Diamond Audio как наиболее демократичные. Корзина по форме неотличима от той, что встречалась уже у двоих участников, но в данном случае она основательно заглушена с помощью порошковой краски. Это единственный в нашем тесте сабвуфер с катушкой, состоящей из двух 2-омных секций. В центре полипропиленового диффузора с хромированной передней поверхностью расположен плоский колпачок диаметром 108 мм. Подвес шириной 26 мм и здесь выполнен из вспененного полимера. (Забегая вперёд, скажу, что на сегодня это последний подвес из такого материала, общий счёт всё же 8:6 в пользу резины.) Похоже, конструкторы Diamond Audio по тем или иным причинам сдержанно относятся к резине, по крайней мере, и C-образный внешний обод, и чехол магнита изготовлены из пластика, хотя и похожего на резину. Габаритные размеры магнита 132х25 мм, калибр осевого отверстия 18 мм. Центрирующая шайба с прогрессивными гофрами. Провода к секциям катушки идут по первому способу и тоже прошиты в конус дважды.


Не нравится мне (да и всем нам тут), когда рекомендованные объёмы оказываются равными 3/4 и 1 кубофуту ровно, но они таковы, а порождаемые ими АЧХ имеют право на жизнь. Измерения параметров только подтвердили то, что нам обещали изготовители, расхождение в худшем случае составило 6%, всегда бы так. Но эти проценты оказались немаловажными: у нас получилась отменнейшая АЧХ в ЗЯ объёмом 15 л (извините, что не полкубофута) с возможностью «утруски» до 11 - 12 л, хороших результатов можно ждать и от ФИ при объёме 25 л, но ждать тут мало: надо умудриться изготовить полуметровый тоннель, если диаметр его взять 76 мм. Это 3 дюйма...


Hertz ES 250D
Номинальный импеданс, Ом
4+4
Пиковая/непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт
500/250
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
85,0
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
90
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,76

По факту у сабвуфера Hertz оказался второй по величине эквивалентный объём Vas, но отнести его к категории «тонких» мешает не самая лёгкая подвижная система (100 г), которая лишь чуть легче среднего значения. При параллельном включении секций измеренное значение силового фактора составило 7,7 Тл м, что эквивалентно 10,9 Тл для 4-омной головки. И то, и другое значение, прямо скажем, не потрясает. Отсюда и относительно невысокая опорная чувствительность. Нелинейные искажения низкие - конструкторы фирмы своё дело знают, в чём у нас было достаточно возможностей убедиться.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 31,0 29,0
Vas, л 43,42 48,4
Qts 0,48 0,488

Hertz ES 250D

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hertz ES 250D
ПОЧЕМ
$100
ЭТО – ПЛЮС
Низкие нелинейные искажения
ЭТО – МИНУС
Относительно невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Профессиональный продукт за любительскую цену
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Искажения
9
Компактность оформления
8
Итог
42

АвтоЗвук рекомендует Головки с двухсекционными звуковыми катушками разместились компактной группой в завершающей части теста. Правда, в отличие от предыдущего участника у сабвуфера Hertz каждая секция по 4 Ом. Диффузор в соответствии с традициями выполнен из целлюлозы и покрыт снаружи органическим водозащитным слоем. Также в соответствии с традицией диффузородержатель безукоризненно заглушён. Шайба магнитной системы, как всегда, плоская - кажется, инженеры Hertz не видят необходимости жертвовать полезным магнитным потоком ради экономии длины керна. Диаметр выпуклого центрального колпачка 99 мм. Ширина подвеса около 20 мм - у конгруэнтного подвеса трудно точно определить, где кончается подвес и начинается диффузор. На внешний обод корпуса надето резиновое кольцо C-образного сечения (этот элемент конструкции нам встретился уже у семи участников). Магнит габаритами 121х25 мм помещён в чехол фирменного цвета революций XXI века. Диаметр осевого отверстия - те же 20 мм. Для подключения акустического провода надлежит использовать клеммы-«лопаточки». Провода к секциям звуковой катушки проложены тоже по первому способу и так же прошиты в конус дважды.


Чётко и ясно: закрытый ящик на 23 л, фазик - 30 л с настройкой на 30 Гц, пифагорейская красота есть и здесь. Правда, по нашим расчётам, приведенные размеры тоннеля (62х220 мм) настроят этот объём на 32 Гц, но мы проверили: АЧХ изменится незначительно, а она именно та, что надо в этом оформлении. А уж в ЗЯ - тем более. Измеренные значения параметров очень близки к прочитанным, поэтому обе рекомендации итальянцев сохраняют свою ценность. От себя присовокупим: ценой некоторых жертв чувствительности ЗЯ можно утрамбовать до 16 л, а очень широкополосный ФИ реализуется в очередном гармоничном сочетании 28 л, 28 Гц. Тоннель, если уж придерживаться выбранного изготовителем диаметра, надо брать 38 см длиной.


JVC CS-DX25
Номинальный импеданс, Ом
4+4
Максимальная музыкальная/максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт
1200/400
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)
84,0
Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт
89
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ
1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), %
1,89

Вычисленное значение силового фактора 11,3 Тл м, для 4-омной головки это было бы эквивалентно 15,9 Тл м, и с таким результатом саб JVC занял бы первое место. Но и по массе подвижной системы (162 г) он оставил всех участников далеко позади - ближайший преследователь на четверть легче. Так что величина опорной чувствительности не относится к числу козырей этого сабвуфера. Нелинейные искажения несколько ниже средних, и к этому добавить нечего.
Параметры Тиля - Смола

Заявка Факт
Fs, Гц 34,6 37,0
Vas, л 19 17,6
Qts 0,77 0,540

JVC CS-DX25

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
JVC CS-DX25
ПОЧЕМ
$100
ЭТО – ПЛЮС
Увеличенный резерв мощности
Низкие искажения на низком басе
Способность работать в компактном оформлении
ЭТО – МИНУС
Низкая опорная чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Пафосный сабвуфер со своими плюсами и минусами
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
9
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
7
Искажения
8
Компактность оформления
9
Итог
42

Если помните, ещё до старта теста было обещано присутствие одного «тонкого» и одного «толстого» сабвуфера. «Тонкий» попался ещё в начале, где-то в середине прошёл «второй толстый», а где первый? А вот... Эта головка заметно тяжелее любого другого участника, лишь один (и тоже от японского гранда) мог бы составить какую-то конкуренцию. Но здешний магнит сразу устанавливает новый ориентир: его габариты 157х40 мм. Впрочем, снимать жёсткий пластиковый чехол мы не стали, так что высота магнита может быть и чуть больше. Но в любом случае достаточно даже для 2,5-дюймовой катушки. В катушке две секции по 4 Ом. Литой алюминиевый корпус выглядит нарядно, но посадочный размер у него больше обычного, поэтому, если вы захотите установить JVC в уже существующий ящик взамен безвременно почившего предшественника, задача может оказаться сложнее, чем казалось на первый взгляд. Диффузор составлен из алюминиевого шарового сегмента и полноразмерного конуса из целлюлозы. Ширина подвеса 28 мм (сегодня шире и не было), а внешний алюминиевый обод является частью корпуса. Диаметр осевого отверстия 31 мм. Центрирующая шайба вогнутая. Контактные зажимы винтовые. Провода к секциям катушки идут по первому способу и опять же прошиты в конус два раза.


Рекомендованный объём пришлось восстанавливать по чертежу рекомендованного ящика (единственного). Оказалось - около 19 л. Да, если в графе «Параметры Тиля - Смолла» всё написано правильно, то и эта рекомендация в масть: и отдача будь здоров, и неравномерность минимальна. Наши измерения, впрочем, внесли существенные коррективы в величину Vas и несущественные - в оставшиеся параметры. При моделировании из этого вытекло, что с акустическим усилением в ЗЯ можно попрощаться, а взамен получить суперплоскую АЧХ в ящике объёмом всего 12 л, а также типовую фазоинверторную характеристику в 18-литровом корпусе. Чтобы настроить его на требуемые 36 Гц, можно взять трубу от предыдущего участника, отрезав два лишних сантиметра.


МЁД & ДЁГОТЬ

Новичкам везёт не только в карты. В кругу очень близких по характеристикам и достоинствам сабвуферов первым, пусть и с минимальным отрывом, оказался дебютант этой категории тестов - итальянский Audiotop. Однако, разорвав финишную ленточку первым, он должен как можно скорее покинуть дорожку - затопчут. Как уже говорилось, участники подобрались очень ровные, поэтому финишируют не то что группой - толпой. В равных баллах (хотя, как вы понимаете, набранных разным способом) оказались сразу шесть участников. Теперь, как в фигурном катании, возьмём первого и последнего в ряду, выстроенном по ценовому признаку (это ведь тоже важно, при прочих, особенно, равных). Первым среди отлично финишировавших идёт Hyundai, ценой почти не отягощённый. Это по всем законам должно принести ему звание «Фаворита». И приносит.
Последних, то есть наиболее дорогих, двое - Hertz и JVC. Что касается последнего, надо отметить: его высокая интегральная оценка многим обязана качеству изготовления, действительно выдающемуся, а не акустическим характеристикам. Так что мы его из рассмотрения изымем, к чему, однако, вовсе не призывая тех, кому важно получить отменно изготовленную и шикарно выглядящую вещь.
Таким образом, в дополнение к «Лидеру» Audiotop и «Фавориту» Hyundai у нас образуется репрезентативная группа рекомендованных компонентов: Caliber, Vieta, Kicx и уже упомянутый Hertz. C чем всех и поздравляем.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!