Cабвуферы $530-670
Ценовая категория | $530-670 |
Audiovector | K-Sub |
Boston | PV 700 |
B&W | AS 2 |
Canton | AS 40 |
DALI | SWA 8 |
Energy | S 10.3 |
Infinity | Beta SW-12 |
JAMO | E7 Sub |
Paradigm | PS 1200 v.4 |
Velodyne | CHT-10RS |
Словарь
При своей внешней простоте сабвуфер тем не менее является достаточно сложным устройством с широким набором функций и регулировок Активный сабвуфер - специальная акустическая система, предназначенная для воспроизведения низкочастотного диапазона (обычно ниже 200 Гц). Содержит одну или более низкочастотных головок, усилитель мощности, разделительный фильтр и сумматор для объединения низкочастотных составляющих сигналов разных каналов Акустическое оформление - конструкция корпуса, обеспечивающая оптимальные условия излучения электроакустического преобразователя. Для преобразователей, излучающих звук колеблющейся мембраной (в отличие от пульсирующей сферы), необходимость акустического оформления возникает в связи с противофазным сложением акустических волн, порождаемых лицевой и тыльной сторонами мембраны. Это сложение снижает эффективность излучения на низких частотах. Различают три основных типа оформления: закрытый корпус, фазоинвертор, лабиринт Звуковое давление - разность между мгновенным значением давления в данной точке среды при прохождении через нее звуковой волны и статическим давлением в той же точке в отсутствие волны. В системе СИ давление измеряется в паскалях (ньютон, деленный на квадратный метр). Чтобы сориентироваться в масштабах мира звука, заметим, что вблизи сопла работающего реактивного двигателя звуковая добавка к атмосферному давлению (приблизительно 100000 Па) составляет всего около 200 Па (140 дБ), что уже почти в 10 раз превышает болевой порог. А порог слышимости в полной тишине - это примерно 20 микропаскалей (0 дБ) Регулятор фазы - осуществляет плавное либо дискретное изменение фазы подаваемого на сабвуфер электрического сигнала, обычно в пределах 0°-180° Трифоник - акустическая система, в состав которой входит классическая пассивная стереопара и сабвуфер, пассивный или активный. Типичная схема подключения: с выхода усилителя мощности снимается высокоамплитудный стереосигнал и подается на специальные входные клеммы сабвуфера; правая и левая колонки подключаются к его выходным клеммам. В идеале стереопара работает с сигналом, обработанным встроенным в сабвуфер фильтром высоких частот, то есть на колонки не поступает низкочастотная информация, с которой работает саб, что способствует повышению качества согласования |
Сегодня сабвуфер (та самая «единица» в обозначениях вроде 5.1) уже трудится во множестве домашних систем. Немало потребителей только задумывается о приобретении этого продукта, другие планируют повысить звуковой статус своей системы - поменять саб. Этот тест - для них. Ранее мы высказывали мнение, что устойчивая зона универсальных (глубоко басящих и музыкально состоятельных) аппаратов начинается с отметки $600. Нынешний обзор моделей в ценовом диапазоне $530-670 интересен тем, что, во-первых, заметно укорачивает денежный отрезок (менее $150), во-вторых, располагает упомянутую ценовую планку где-то посередине. Мы можем не только рассказать читателю о положении дел на активном низкочастотном фронте и порекомендовать тот или иной продукт для приобретения, но и попытаться выяснить, не изменила ли область всесторонне одаренных НЧ-громкоговорителей (модели «на все случаи жизни») своей ориентации на ценовой шкале.
Как и прежде, «экзаменационная комиссия» S&V принимала во внимание частотный диапазон «НЧ-абитуриентов» (особенно глубину его нижней границы), чистоту, ровность и энергетику звучания (тональные свойства и динамический диапазон), конструктивные особенности, функциональность моделей, а также их эргономику. Важным оценочным критерием для нас являлась способность сабвуферов слаженно работать с сателлитами. Мы тестировали аппараты в составе трифоника, попеременно с парами высококачественных колонок - напольных и мониторных. Традиционно большое внимание уделялось анализу данных объективных измерений: характеру АЧХ при разных установках ФНЧ (мы пытались рассмотреть ровные полочки на графиках), а также уровню нелинейных искажений - особенно в нижнем басе - и зависимости КНИ от амплитуды сигнала - объективной основе динамики модели.
Audiovector K-Sub
Достоинства: глубокий, чистый басНедостатки: небольшая окраска в нижнем басе
Ориентировочная цена: $670
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 300 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°-180° (плавно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 250 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 340x370x380 |
Масса, кг | 18 |
Функции и управление. K-Sub имеет высокоуровневые входы и выходы, удобные для построения трифоника. Есть линейные входы (один из них функционирует как LFE) и выходы. Примечателен регулятор Bass Boost, эквализирующий бас в пределах 15 дБ (дублирует усиление) и переключатель Soft Clipping (позиции On, Off). Устройство может автоматически включаться/выключаться при наличии/отсутствии сигнала на любом из входов.
Звук. Высокая музыкальность баса K-Sub слышна уже по окончании «сыгранного» сабвуфером короткого органного басового соло (мелодия в диапазоне полторы октавы). В пределах своей спектральной компетенции сабвуфер показал себя достойным партнером полочных колонок. Только самые глубокие басовые ноты чуть отрывались от остальных. K-Sub брал их как бы чуть в другой звуковой позиции - зато очень красиво: по-профундовому мягко, бархатно, затаенно. Структурированность регистра весьма высока. Регулятор Boost действует довольно эффективно, но без намека на грубость: частотный низ становится более выпуклым, весомым, но не теряет подвижности. Модель Audiovector грудью встанет на защиту кинотеатрального баса. Звуку саба достанет и глубины и напора. Но даже в самых жестких, брутальных киноэпизодах не перестаешь ощущать строгость его звуковых манер, ассоциирующихся с датской школой звука.
K-Sub - универсальная модель, способная тактично вести музыкальную нить, «засучить рукава» - не теряя лица - в кино.
Технический комментарий | |
---|---|
При разных положениях регулятора верхней частоты кроссовера на АЧХ можно видеть зону повышенной чувствительности в области среднего баса. (60-70 Гц). Возможно, это является причиной небольшого окрашивания звука. Модель может оказать весомую поддержку полочной АС. Довольно низка полученная нами нижняя граница диапазона (30 Гц). КНИ начинает быстро расти ниже 40 Гц. Процент КНИ практически идентичен при невысокой и средней амплитуде сигнала, немного растет на высоком (0,76% - очень хороший результат). Это является показателем отличной динамики модели. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Boston PV 700
Достоинства: музыкальный, глубокий басНедостатки: небольшой дефицит скоростных, ударных качеств
Ориентировочная цена: $550
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 200 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°/180° (дскретно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 305 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 362x343x426 |
Масса, кг | 12,6 |
Функции и управление. Назначение схемы Bass Trac - отслеживать входной сигнал для снижения звуковых искажений при работе на любых уровнях громкости. Частота среза ФНЧ регулируется плавно (наклон 24 дБ/окт.), фаза - дискретно. Есть высокоамплитудные входы, два линейных моновхода - с использованием кроссовера PV 700 и в обход него (LFE). Вертикальные фаски на фасаде придают индивидуальность сабу, а крупный регулятор громкости значительно облегчает управление им.
Звук. Заморскому аппарату, несомненно, есть что рассказать слушателю о вверенной ему нижней части частотного диапазона. И рассказ этот, поверьте, не будет лишен интриги. PV 700 - один из самых музыкально одаренных сабвуферов данного теста. Громкоговоритель ведет басовую партию ровным, теплым голосом, отлично передает акустическую природу низко звучащих классических музыкальных инструментов: контрабаса, виолончели, органа (у последнего есть очень низкие ноты, и PV 700 нисколько не пасует перед ними). Вместе с тем, самый требовательный киноман может заметить, что звукам раскалывающегося пополам небосвода или катящегося вниз со скалы многотонного грузовика недостает грубого реализма, и сабвуфер в подобных сценах ведет себя как-то уж слишком интеллигентно. Динамический диапазон саба весьма широк, но при воспроизведении ударных звуков модель как бы чуть-чуть придерживает фронт звука. Однако подчеркнем: это заметит только самый требовательный киноман.
PV 700 - в целом универсальная модель, но в первую очередь подойдет любителям музыки, желающим пристроить отличный низкочастотный этаж к звуковому зданию своих полочных сателлитов (или стереопары).
Технический комментарий | |
---|---|
При положении регулятора частоты 50 Гц и 100 Гц на АЧХ видим полочки ровной чувствительности: соответственно 35-60 Гц и 35-80 Гц. При 150 Гц чувствительность имеет тенденцию плавного роста с ростом частоты. Схожий рельеф правых склонов АЧХ говорит о грамотно выполненных фильтрах. Можно предсказать удачную работу модели как с полочной, так и не очень басистой напольной акустикой. Сабвуфер чисто воспроизводит верхний и средний бас. Нижний бас модель воспроизводит ограниченно: значение нижней граничной частоты самое высокое в тесте - 39 Гц. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
B&W AS 2
Достоинства: отлично сбалансированный звук, эргономичность, удобный регулятор EQНедостатки: немного окрашен самый низкий бас
Ориентировочная цена: $580
Акустическое оформление | закрытое |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 150 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 40-140 |
Регулировка фазы | 0°-180° (дскретно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 250 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 325x325x393 |
Масса, кг | 15,6 |
Функции/управление. Расположенная сверху панель управления очень эргономична: тут собраны все регулировки. Переключатель коррекции (EQ) помогает найти компромисс между громкостью и глубиной баса, устанавливая одно из трех значений нижней граничной частоты. У AS 2 имеются высокоамплитудные входы, линейные вход (LFE) и выход (применяется для построения системы с несколькими сабвуферами).
Звук. Сабвуфер демонстрирует превосходно сбалансированный звук. Регистр у него получается собранным, плотным, отлично сфокусированным. Важно, что бас британского саба сохраняет отличную артикулированность, превосходные скоростные свойства при воспроизведении разных частей диапазона в разных громкостных режимах. Комплекс звуковых достоинств модели позволяет уверенно рекомендовать ее для воспроизведения музыки любых стилей в компании с качественными сателлитами (в первую очередь полочными). Нам удалось добиться практически идеальной сочетаемости модели с разными колонками. AS 2 обладает довольно низким басом: глубина низкочастотного погружения при прослушивании на средней громкости впечатляет. С повышением амплитуды крайний низ регистра начинает немного перегружаться, и тут на помощь приходит регулятор EQ: перевод ручки в среднее положение решает проблему - очень удобная и полезная функция.
Эта вполне универсальная модель обладает яркими музыкальными и кинотеатральными талантами. Только звуковой экстремизм AS 2 «не по нутру».
Технический комментарий | |
---|---|
Установкам ФНЧ 40 Гц и 60 Гц соответствуют АЧХ с участками очень стабильной чувствительности. Измерения при положении регулятора 150 Гц дают график с выраженным максимумом в районе 80 Гц. При такой установке для некоторых помещений возможна окраска в среднем басе. Полученная нами нижняя граничная частота (25 Гц - второй результат в тесте) говорит о значительных полномочиях модели в зоне низкого баса. Уровень искажений начинает расти только ниже 30 Гц - хороший результат. Локальный рост искажений на средней и высокой амплитудах сигнала (на 60 Гц) не прослушивается. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Canton AS 40
Достоинства: мощный, динамичный бас, отличный кинотеатральный потенциалНедостатки: окраска в нижнем басе, сложность настройки трифоника
Ориентировочная цена: $600
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 150 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°-180° (плавно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 310 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 510x360x440 |
Масса, кг | 25,6 |
Функции и управление. В модели применено магнитное экранирование динамика, поэтому ее можно размещать как угодно близко к телевизору. На служебной панели видим широкий «банк» разъемов: высокоамплитудные и линейные входы и выходы. Фаза регулируется плавно: это может помочь выстроить бас в линию с сателлитами. По общению в прошлом с НЧ-«однофамильцами» и соседями AS 40 по линейке мы помним, что у них слово - бас - с делом не расходится.
Звук. Ожидания нас не обманули. Смотрим кино. Пребывая в режиме «автопилота», AS 40 не дремлет, но терпеливо ждет «часа X». Дождавшись, выдает незабываемое басовое «цунами». Фронт ударного баса таков, что кажется, будто «сухой» у тебя над головой перешел звуковой барьер! Просто-таки милитаристский напор! Really! Правда, эксперименты с количеством звука не всегда проходили безболезненно для его качества: лес рубят - щепки летят. Динамик порой перегружается (особенно в нижнем басе), заявляют о себе резонансы помещения. Музыкальные качества организуемого AS 40 НЧ-контента - на любителя. «Тяжелый металл» - просто блеск. А вот добиться необходимой чуткости при работе аппарата с ранимой акустической классикой, джазом намного сложней. Здесь пришлось изрядно поэкспериментировать, подвигать саб, покрутить ручки настроек. Для получения яркого музыкального результата важно соблюсти близость звуковых темпераментов AS 40 и сателлитов. Бесспорно, в линейке Canton есть немало достойных альтернатив. Рекомендуем эту модель в первую очередь любителям кино и электронных музыкальных жанров. Комната для нее не должна быть маленькой.
Технический комментарий | |
---|---|
АЧХ при разных установках частоты среза имеет ограниченные зоны максимальной чувствительности. Это дает основание прогнозировать проявление эффекта окрашивания в среднем басе. Характер левого и правого склона графиков идентичен - свидетельство качественной фильтрации. Скорее всего, имеет смысл сочетать модель с полочной акустикой (с выставлением среднего значения ФНЧ). Значение нижней границы частотного диапазона сабвуфера (34 Гц) отводит ему место в тройке аутсайдеров. КНИ в среднем и верхнем басе довольно низок, ниже 40 Гц резко возрастает. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
DALI SWA 8
Достоинства: корректный, музыкальный басНедостатки: ограничения по глубине и динамике
Ориентировочная цена: $570
Акустическое оформление | закрытое |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 120 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°/180° (дискретно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 200 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 352x291x350 |
Масса, кг | 15,6 |
Функции и управление. Полный комплект разъемов предполагает удобство и гибкость инсталляции. Есть высокоуровневые и линейные входы и выходы. Поступающий на выходы сигнал обрабатывается ФВЧ: на высокоамплитудном - 1-го порядка, на линейном - покруче: 2-го порядка. Фаза переключается дискретно. Активация режима управления питанием Auto выполняется не клавишей включающей сеть, как обычно, а отдельным тумблером: Auto Shut On/Off.
Звук. Верное определение баса датской модели - корректный. В известных киноэпизодах SWA 8 берет инициативу, и его «слово» оказывается достаточно весомым. Однако, по динамике, глубине баса модель заметно уступает конкурентам по тесту. Четко обозначая низкочастотную основу, SWA 8 не претендует на высокую мощь, напор и значительную глубину баса. Довольно непросто было построить трифоник с участием модели. Но это удалось сделать с мониторными колонками в качестве партнеров, и результат нас порадовал. На невысокой и средней громкости аппарат играл собранно, тонально сбалансировано, пластично. Попытки значительно поднять громкость ручкой Volume сопровождались уменьшением прозрачности ткани на подступах к низкому басу. Очень привлекательно звучала классика: малые и средние исполнительские составы. При передаче контрабасовых и органных соло сабвуфер показал способность к уверенной, выразительной НЧ-«звукописи». Этот аппарат можно размещать в небольших комнатах, сочетать с полочной акустикой. Модель подойдет тем, кто не предъявляет высоких требований к глубине и энергетике НЧ-регистра.
Технический комментарий | |
---|---|
Измерения, снятые при разных значениях ФНЧ, дали графики с ровными «плато» в области среднего и части верхнего баса. Данный момент согласуется с чистым, неокрашенным звуком громкоговорителя на этом участке. Оптимальный результат получается при 100 Гц. Сабвуфер должен хорошо сочетаться с полочными сателлитами. Нижняя граница диапазона (32 Гц) позволяет судить, что модель претендует на освещение части низкого баса. Нелинейные искажения на этом участке растут значительно только на высокой громкости, а на средней и малой остаются невысокими. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Energy S 10.3
Достоинства: глубокий, динамичный, плотный басНедостатки: небольшая окраска в нижней части регистра
Ориентировочная цена: $635
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 200 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-110 |
Регулировка фазы | 0°-180° (плавно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 250 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 440x366x465 |
Масса, кг | 15,4 |
Функции и управление. ФНЧ организует спад верхней границы диапазона со скоростью 18 дБ/окт. Большинство органов сгруппировано на выпуклой панели позади устройства. Есть входы для высокоамплитудного и линейного сигналов. Отдельный переключатель устанавливает трассу последнего: в обход кроссовера (LFE) или через него. К несомненной пользе потребителя регулятор громкости помещен спереди сверху. Чуть ниже его видим логотип Energy - по совместительству индикатор.
Звук. Тотальный контроль над звуковой ситуацией - кредо этого аппарата. Устройство продуцирует довольно глубокий, плотный отлично оформленный, подвижный бас. Тело звука остается отлично оформленным в разных частях диапазона - от крайнего низа до зоны сопряжения с полосой сателлитов. Только на громкости более 3/4 от максимума звуковые структуры в нижнем басе начинают чуть расслаиваться: звук воспринимается не загрязненным, а обобщенным в тональном смысле. НЧ-аттракционы в кино удаются S 10.3 превосходно. Где надо, сабвуфер грянет что есть мочи: изрядно подаваясь вперед, диффузор как пращой выпускает в пространство увесистые басовые ядра. Модель отлично играет музыку в ансамбле с полочной парой в помещении среднего размера. Только очень придирчивое ухо не обнаружит в собранном, плотном и чуть суховатом звуке «канадца» особого акустического шарма.
Технический комментарий | |
---|---|
У данной модели отмечен хороший показатель нижней границы частотного диапазона: 31 Гц. Уровень нелинейных искажений на 30 Гц на невысокой и средней громкости не превышает 3%, значительно выше - на высоких амплитудных уровнях. Графики АЧХ, полученные при разных позициях регулятора ФНЧ, показывают участки (средний и низ высокого баса), где чувствительность плавно растет с ростом частоты. Это определяет особенности тональной организации звука модели. Можно рекомендовать сочетать сабвуфер с полочными и не очень басовитыми напольными колонками. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Infinity Beta SW-12
Достоинства: динамичный, чистый, бас, высокая функциональностьНедостатки: не освещает крайний низ регистра
Ориентировочная цена: $530
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 500 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°/180° (дискретно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 305 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 425x378x505 |
Масса, кг | 20,5 |
Функции и управление. Рядом с выключателем RABOS и его регулировками (Frequency, Level, Width) помещены обычные органы: ручки общей громкости и частоты кроссовера (не дублируют RABOS). ФНЧ задает спад характеристики со скоростью 24 дБ/окт. Коммутационные разъемы: высокоамплитудные входы и выходы, линейный стереовход (при помощи тумблера сигнал можно направлять на кроссовер или в обход него). Вход для правого канала линейного сигнала используется как LFE.
Звук. Американский аппарат продуцирует очень собранный, плотный, великолепно артикулированный звук Превосходны его скоростные качества: в проворстве бас не уступает частям диапазона, вверенным сателлитам. Громкоговоритель не исследует крайних басовых глубин, однако, отыгрывая на доступном ему частотном поле практически любые музыкальные и кинотеатральные программы (очень низкий бас в данном материале - большая редкость) в разных энергетических и спектральных режимах, он не обнаруживает ни следа размазанности, вальяжности. Сабвуфер чутко отслеживает акустические тонкости при передаче музыкальной классики - притом в безупречном контакте с фронтальной парой, а в «ударных» киносценах производит совершенно аутентичный эффект, задуманный создателями ленты. Динамический диапазон SW-12 очень широк. Слова «отлично сбалансированный звук» верно определяют характер данного аппарата.
Технический комментарий | |
---|---|
На графиках АЧХ, соответствующих разным установкам частоты кроссовера, видна тенденция к образованию почти пологих участков ровной чувствительности. Очень эффективно действует RABOS: активизация системы позволяет получить график с ровным участком в среднем и высоком басе. Можно рекомендовать сочетать саб с полочной акустикой. Значение нижней граничной частоты - 38 Гц. График зависимости КНИ от частоты говорит о превосходной динамике модели: искажения малы и практически не растут с повышением громкости вплоть до 30 Гц - отличный результат! | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
JAMO E7 Sub
Достоинства: чистый, отлично артикулированный басНедостатки: небольшая окраска на высокой громкости
Ориентировочная цена: $645
Акустическое оформление | закрытое |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 200 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°-180° (плавно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 250 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 375x375x375 |
Масса, кг | 21 |
Функции и управление. В конструкции Е7 Sub нашла применение фирменная технология компенсации граничных искажений BGC (Boundaty Gain Compensation). Функция (активируется тумблером на задней стенке) позаимствована у модели Jamo D7 Sub. С помощью BGC удается поддерживать чрезвычайно плоскую АЧХ во всей полосе низких частот. Есть линейные моновход (LFE) и выход (для системы с несколькими сабвуферами). Высокоамплитудных терминалов у модели нет. У клавиши Power нет позиции Off - только On и Auto.
Звук. Е7 Sub - сабвуфер скандинавских кровей с нордическим характером, басит уверенно: глубоко, упруго и очень чисто. Особо отметим высокую прозрачность звука в нижней части регистра. Сюда попадают самые глубокие ноты органа, некоторые синтезированные звуки (рок-композиции, звуковые эффекты кино). Е7 Sub превосходно держит звуковой удар: передача киноэффектов впечатляет, но никогда не обескураживает (нет гула и т.п.). Вместе с тем модель не стремится приблизить эффекты к реальному масштабу - сторонится «излишеств» (на очень высоких уровнях громкости немного падает структурированность низкого баса). Модель привлекает внимание слушателя к НЧ-тонкостям. Е7 Sub - весьма музыкальный аппарат. Нам удалось получить слитный, гармоничный музыкальный образ, сочетая сабвуфер как с полочными, так и с напольными АС. Лучше не размещать ее в углу и не выставлять очень широкую частотную полосу; возможно, стоит обратиться к настройкам BGC.
Е7 Sub - универсальный сабвуфер, немного тяготеющий к камерности.
Технический комментарий | |
---|---|
АЧХ, снятые в положениях ручки кроссовера 100 Гц и 150 Гц, выглядят очень красиво. При 150 Гц участок стабильной чувствительности занимает отрезок 35-100 Гц (граница 31 Гц позволяет отнести модель к самым басовитым в тесте). ФНЧ действует очень корректно: рисунки правых склонов АЧХ схожи. Широкополосность модели дает основание прогнозировать ее хорошее сочетание как с полочной, так и напольной акустикой. КНИ имеет тенденцию к росту вместе с повышением громкости на участке 30-40 Гц, но даже при максимальной амплитуде сигнала процент невысок (динамика баса ослаблена). | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Paradigm PS 1200 v.4
Достоинства: рекордно глубокий бас с солидным энергетическим потенциаломНедостатки: неудобное расположение регуляторов
Ориентировочная цена: $590
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 200 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°-180° (плавно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 305 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 461x416x578 |
Масса, кг | 28,8 |
Функции и управление. Расположение регуляторов на служебной панели не вполне удобно: добраться до ручки Volume мешают острые ребра радиатора охлаждения усилителя. Аппарат выглядит весьма солидно и многообещающе... и ожидания оправдывает - с лихвой. Каждый, читающий слова: «глубочайший и мощнейший бас», мысленно представляет звуковой образ, соответствующий образу словесному.
Звук. То, что демонстрирует Paradigm PS 1200 v.4 - этот канадский Самсон, превосходит даже самые смелые прогнозы. Лихо закрученные аппаратом американские горки басовых эскапад заставляют застыть на месте и ждать развязки. У входящих в лабораторию коллег в глазах вопрос: «Что это было?!» Рев мотора гоночного болида и рокот космических маршевых двигателей мы не сочли вполне натуральными лишь потому, что понимали, что находимся не на стадионе и не в космосе. Как музыкальный громкоговоритель, PS 1200 v.4 - не для минималиста. Но сколь превосходен симфонический и органный бас! Модель отлично сочетается как с полочными, так и с напольными колонками. Но все же предпочтительнее планировать работу модели с напольными АС.
PS 1200 v.4 - универсальный сабвуфер для больших помещений.
Технический комментарий | |
---|---|
Полученная нами нижняя граничная частота (22 Гц) всего на 1 Гц выше паспортного значения (21 Гц). Сабвуфер играет очень чисто: нелинейные искажения проявляются только ниже 30 Гц на низкой и средней амплитудах; на высокой чуть раньше - с 40 Гц. Но даже при 94 дБ уровень очень низок: 0,2%. Искажения слабо зависят от громкости. АЧХ при разных установках ширины полосы неизменно образует пологую область, близкую к линейной. На графиках видно, что модель довольно глубоко проникает в зону низкого баса. Сабвуфер легко сочетать даже с довольно басовитыми напольниками. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Velodyne CHT-10RS
Достоинства: комфортный, пластичный звук, отличная функциональностьНедостатки: ограничения по динамике низкого баса
Ориентировочная цена: $615
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Номинальная мощность усилителя, Вт | 175 |
Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ, Гц | 50-150 |
Регулировка фазы | 0°/907180°/270° (дискретно) |
Управление сигналом | автовкл./выкл. |
Динамик, мм | 200 |
Габариты (ВхШхГ), мм | 400x375x440 |
Масса, кг | 24 |
Функции и управление. Цифровой процессор (DSP) отрабатывает звуковые пресеты для разных программ: Movie (кино), Rock, Jazz/Classical, Games (игры). Есть режим Night, устанавливающий предел громкости для работы в позднее время (при его активации свечение индикатора слабеет). Компактный и удобный ПДУ дает доступ к очень многим функциям: он аккумулировал регулировки громкости, фазы, частоты кроссовера, все предустановки, с его помощью можно управлять питанием (Power) и отключать звук (Mute). В арсенале модели присутствует полный комплект разъемов: высокоамплитудные, линейные входы и выходы (левый линейный вход используется как LFE; при этом регулятор частоты кроссовера должен стоять в положении Direct). Специальным тумблером можно избирать параметр ФВЧ: 80 Гц и 100 Гц (отфильтрованный сигнал поступает на выходы).
Звук. Звук этого сабвуфера очень красив: ступая будто в мягких тапочках, бархатный, пластичный бас спускается только немного ниже среднего регистрового этажа. Кажется, что сабвуфер сглаживает звуковые углы, резкости и, может быть, оттого его звук кажется немного замедленным. Другая особенность баса аппарата - тяготение к камерности. При работе на высокой, а иногда и средней громкости в нижней части регистра проступает небольшая окраска. Она не вносит дискомфорта, но прозрачность басовой ткани уменьшается. Предустановки эффективно воздействуют на звук. Имеет смысл сочетать сабвуфер с близкими по характеру полочными сателлитами.
Эта модель для тех, кто не требователен к высокой энергетике баса, кто ценит комфортность звучания, удобство управления и довольствуется громкостью не выше средней.
Технический комментарий | |
---|---|
На АЧХ видна тенденция к росту чувствительности с повышением частоты - это определяет особенность тональной организации регистра (светлый колорит). Хорошо просматривается действие предустановок: на Classic график самый ровный; для Rock и Games характерно «вспучивание» средней части регистра. Схожий характер правых склонов график позволяет судить о грамотно выполненных фильтрах. Графики зависимости КНИ от амплитуды сигнала дружно идут вверх ниже 40 Гц. Измерения позволяют предположить, что разумнее планировать работу сабвуфера с полочными сателлитами. | |
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика | Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений |
Результаты
Все без исключения сабвуферы данного теста способны вполне уверенно работать в системах домашнего кинотеатра. «Грубые» эффекты, обильно привлекаемые современной, в первую очередь американской звукорежиссурой - падения, взрывы, извержения, разнообразные техногенные шумы - удаются громкоговорителям блестяще. Конечно, есть различия в передаче моделями масштаба, энергетики НЧ-содержания. На формирование звукового характера оказывает влияние мощность бортового усилителя (по паспорту): номинальные значения обеспечивают высокую прочность - с солидным запасом - басового основания, пиковые (как правило, значительно выше номинальных) - «хлесткость» воспроизведения «чрезвычайных» звуковых деталей (почти целиком саундтреков кинофильмов). В основном сабвуферы только немного обозначают нижний бас (20-40 Гц). Аппараты, по-свойски оперирующие крайним низом регистра и, напротив, ограничивающиеся лишь областью среднего и высокого баса - в тесте в меньшинстве. Значение глубокого баса для кино и музыкальных программ невысоко: подавляющее большинство НЧ-проходов в фильмах сконцентрировано в средней части регистра; музыкальные инструменты, дающие самые низкие тоны - редкость. В акустическом семействе это рояль (27,5 Гц), орган (добирается аж до 16 Гц); в электронном таких больше (устройства, синтезирующие звук). С другой стороны, потребитель, бесспорно, не откажется иметь в резерве «бонус»: нижние 20 герц - проникновения в эту частотную область неизменно оказывают весьма сильное эмоциональное воздействие. Музыкальное приложение сабвуфера - варианты трифоника, мультиканального аудио (SACD Multichannel, DVD-Audio) - вопрос более сложный и индивидуальный. Аудиовариант предъявляет весьма высокие требования к качеству НЧ-содержания. Объективные критерии хорошего звука - гладкость АЧХ (значительная нестабильность графика - чаще всего это максимум на отрезке 70-100 Гц - прямая причина окраски звука) и динамический диапазон (низкий КНИ и его слабая зависимость уровня нелинейности от громкости). Сабвуферы способны тактично оказать значительную низкочастотную поддержку сателлитному фронту. Необходимость таковой может быть очевидной как для полочных, так и для напольных колонок. В первом случае мы выставляли более широкую частотную полосу. При выборе НЧ-устройства мы обычно рекомендуем обращаться к линейкам производителей сателлитной акустики. Но весьма нередки факты отличного взаимопонимания моделей разных производителей; в этом случае основная ответственность лежит на сабвуфере, ответственном за более проблемный нижний регистр. Нужно, чтобы звук сабвуфера и сателлитов составлял единый, гармоничный образ. Такие музыкальные (читай - универсальные НЧ-громкоговорители) оказались в данной подборке. В большинстве случаев оптимального звукового результата удавалось добиться при помощи органов управления - регуляторов ФНЧ, громкости, фазы. Немалый потенциал улучшения качества звука сокрыт в экспериментах с перемещением НЧ-блока (в комплексе с регулировками). В компании оказались несколько моделей с очень полезными и удобными фирменными функциями настройки баса, адаптации регистра к акустике помещения.Звук
Сабвуферы теста можно условно разделить на модели, совершенно универсальные по звуковым возможностям и модели, обладающие более узкой специализацией. Основа звукового универсализма некоторых сабов - это значительный энергетический ресурс усилителя, ровная АЧХ и широкий динамический диапазон усилителя (обеспечивают чистое и неокрашенное звучание на любой громкости). Важна также способность аппаратов глубоко басить. В современных, главным образом западных лентах наиболее заметная и эффектная роль сабвуфера - эдакого грубияна: ему поручено озвучивать стрельбу, обвалы, индустриальные, космические и прочие шумы. Все сабвуферы отлично, вполне компетентно и с должным размахом воспроизводят низкочастотное содержание саундтреков кинофильмов. Но нескольким моделям это удается особенно здорово: бойцовый, лишенный «застенчивости», взрывной, скоростной, напористый бас продемонстрировали аппараты Canton, Energy, Infinity, Paradigm. Модели Audiovector, Boston, DALI, Jamo обнаружили отличные музыкальные данные, способность тонко передавать звук акустических инструментов. Очень понравилось великолепно сбалансированное звучание сабвуферов B&W AS 2, Infinity Beta SW-12, Paradigm PS 1200 v.4. Последний не только является абсолютным рекордсменом теста по глубине баса (22 Гц), поражает могучим атлетизмом звука, но также преуспел в передаче музыкальных программ. Широкий набор регулировок и режимов делает Velodyne CHT-10RS весьма гибким в звуковом отношении аппаратом: модель может адаптироваться к работе в кино, воспроизведению записей различных музыкальных стилей, функционированию ночью и т.д.; звук сабвуфера весьма содержательный и одновременно очень комфортный.Конструкция
Модель Audiovector K-Sub единственная в тесте оснащена цифровым усилителем. Большинство производителей не приводят данных о типе и усилительных деталях. По выходной мощности лидируют Energy S 10.3, Paradigm PS 1200 v.4 и Jamo E7 Sub (примечательны пиковые значения: соответственно 800, 750 и 675 Вт). В ряде устройств работают схемы контроля уровня искажений: Soft Clipping ( Audiovector, Canton), Subsonic Filter (DALI), Bass Trac (Boston), Bass Overload Suppression System (B&W). Наиболее глубокий бас демонстрируют Paradigm (22 Гц) и B&W (25 Гц). Boston и Infinity удерживают нижнюю частотную планку вблизи 40 Гц, остальные аппараты - в районе 30 Гц. Сабы Paradigm, Canton и Velodyne играют очень чисто на высокой громкости (с небольшим отрывом от других). Мы измеряли КНИ в диапазоне 40-160 Тц, однако очень важно, что ряд моделей: Paradigm, B&W, DALI, Energy, Infinity, Jamo корректно воспроизводят бас и ниже 40 Гц - об этом свидетельствуют графики зависимости КНИ от частоты. Большинство сабвуферов (7) поддерживает a href="https://www.pult.ru/advice/?section=17&id=37" class="LinkInfo"> фазоинверторный дизайн; B&W, DALI и Jamo признают более верным оформление «закрытый корпус». Очень популярным остается решение размещать излучатель на нижней стенке оформления (схема downfire). Оригинальностью выделяется конструкция Paradigm PS 1200 v.4: его 305-мм головка излучает внутрь корпуса, а звук выходит через пару тыловых ФИ-портов. Модели представляют изыскания их создателей в направлении поиска материалов для изготовления мембран динамиков. Целлюлозу избрали Canton (+графит), DALI, Jamo, Velodyne. Сложные композиты - Audiovector, Energy, Infinity (ее технологию CMMD считаем весьма удачной). Большие преимущества дает применение крупных головок короче ход диффузора, а значит и уровень искажений ниже. Модели Boston, Canton, Infinity, Paradigm вооружены крупными драйверами (более 300 мм). Диапазон смещения у маленьких динамиков больше, налицо и меры для его поддержания: пример - оригинальный широкий подвес Ribbed Elliptical Surround Energy S 10.3.Функции и управление
Пять сабвуферов теста оснащены полным комплектом высокоамплитудных входов и выходов (удобны для быстрой организации трифоника), четыре имеют только входы, Jamo E7 Sub «игнорирует» данный тип коммутации. Все аппараты имеют линейные входы, принимающие сигнал низкочастотных эффектов (LFE), пять - линейные выходы. Весьма полезны приданные некоторым моделям функции адаптации звука к акустике помещений. Достойна высокой оценки разработанная Infinity Room Acoustic Bass Optimization System: три регулятора позволяют точно выставить параметры полосы (процедура описана в инструкции; функцию можно отключать). Известно, что комнаты нередко усиливают бас, и это нередко ведет к неприятной окраске звука. Фирмы отреагировали на это явление. Audiovector K-Sub позволяет ручкой Bass Boost эквализировать бас в пределах 15 дБ. Аналогична функция компенсации граничных искажений (Boundary Gain Compensation) Jamo E7 Sub (компенсирует подъем АЧХ ниже 60 Гц). Появилось уже достаточно много моделей сабвуферов, в которых органы управления выносятся на переднюю или верхнюю стенки корпуса. Хотя это требует некоторых затрат на изготовление, но значительно упрощает процесс. В нашем тесте таким оказался только AS 2 от B&W. В утопленной нише на верхней панели расположен не только регулятор громкости (как у некоторых соперников по тесту), но и переключатели режимов питания (On, Auto, Off), частотной коррекции, регуляторы граничной частоты, фазы, а также индикатор режимов питания. Это делает AS 2 одним из самых удобных аппаратов обзора |
Резонансы помещения
Хорошо известно, что помещение оказывает заметное влияние на звучание акустических систем. Это обусловлено тем, что оно может усиливать звук на некоторых частотах, которые являются для него резонансными. Наиболее ярко это проявляется в низкочастотной области. Разработчики проектируют АС с учетом влияние помещения и их взаимодействия и предлагают варианты оптимального размещений. Infinity предлагает другой вариант: использовать энергию акустического резонанса. А для уменьшения его громкости используется параметрический фильтр (отключаемый) с регулировкой его центральной частоты, ширины полосы воздействия и уровня. |
Выбор
В большинстве случаев производители выпускают активные НЧ-громкоговорители для работы с собственной сателлитной акустикой, однако тестировать модели в «семейном кругу» для нас по объективным причинам не представляется возможным. Принимая во внимание этот факт, мы традиционно воздерживаемся называть абсолютного победителя в сравнительных тестах сабвуферов. С другой стороны, предоставляемая соревнующимися в достаточном объеме объективная и субъективная информация (звук, конструктивные особенности, функциональность, данные измерений) позволяет нам высказать свои симпатии. Последние на стороне трех совершенно универсальных аппаратов: B&W AS 2, Infinity Beta SW-12 и Paradigm PS 1200 v.4. Модели продемонстрировали превосходно сбалансированный звук; индивидуальные черты: B&W AS 2 очень удобен в управлении, a href="https://www.pult.ru/product/4294.htm" class="LinkInfo"> Infinity Beta SW-12 имеет весьма полезную функцию адаптации звука к акустике комнаты; Paradigm PS 1200 v.4 покорил фантастической мощью и глубиной баса. Немало приятных минут доставил звук других моделей: вышколенный и очень музыкальный - Audiovector K-Sub, Boston PV 700, DALI SWA 8, плотный, упругий, быстрый - Energy S 10.3 и Jamo E7 Sub, комфортный - самого эргономичного саба теста Velodyne CHT-10RS, кинореалистичный Canton AS 40.Модель | Звук | Сборка | Функции и упр-ние | $ |
Audiovector K-Sub | * * * * | * * * * | * * * * | 670 |
Boston PV 700 | * * * * | * * * | * * * * | 550 |
B&W AS 2 | * * * * * | * * * * | * * * * | 580 |
Canton AS 40 | * * * * | * * * * | * * * * | 600 |
DALI SWA 8 | * * * * | * * * | * * * * | 570 |
Energy S 10.3 | * * * * | * * * * | * * * * | 635 |
Infinity Beta SW-12 | * * * * * | * * * * | * * * * * | 530 |
Jamo E7 Sub | * * * * | * * * * | * * * * | 645 |
Paradigm PS 1200 v.4 | * * * * * | * * * * * | * * * | 590 |
Velodyne CHT-10R | * * * * | * * * * | * * * * * | 615 |
Использование данных материалов допускается только с разрешения автора