0

Сравнение

VIP Club

Cабвуферы $200-420

Автор статьи: Бельский Николай
08.08.2006 8762 0

Сабвуферы $200-420

Ценовая категория $200-420
AAD C-11
Audica CS-SUB8
Audio Pro Level Sub 110
AVE WF808
B&W AS1
Boston PV500
Cadanz OP Sub
Cerwin-Vega CLSC12
DLS T-Sub 8
ELAC SUB50
Eltax Atomic A-10.2
Jamo Sub 250
KEF PSW1000.2
Magnat Beta 20A
Paradigm PDR-10
Polk Audio PSW-10
Tannoy TS8
Velodyne VX-10II
Vifa Inspiration Sub
Yamaha YST-SW325
Zers Bass 12
Домашний кинотеатр продолжает жить и здравствовать, поэтому не уменьшается интерес людей к его почти необходимому компоненту - сабвуферу. Сейчас, как и в прошлые годы, очень сложно найти производителя акустических систем, в каталоге которого нет хотя бы одной модели активного НЧ-громкоговорителя. Строя домашний кинотеатр сразу и с нуля, люди, скорее всего, предпочтут приобрести акустические системы одного бренда в одном из рекомендованных производителем сочетаний. Кого же может заинтересовать покупка сабвуфера отдельно от остальных колонок? Тех, кто создает многоканальную систему постепенно. Потребность в НЧ-расширении системы может спровоцировать, например, покупка DVD-проигрывателя. Или желание смотреть кино с тем же отличным звуком, как у знакомых. Или же просто стремление идти в ногу со временем. Тут наш традиционный летний тест сабвуферов может оказать полезную услугу, ответив на вопрос, как верно вложить средства в покупку НЧ-устройства. Тест, во-первых, может дать оценку естественно идущей первым номером в ряду приоритетов модели с тем же именем, что и у основной стереопары (если таковая участвует в нем); во-вторых, если искомая модель не рассматривается или по каким-то причинам не подошла покупателю, тест поможет найти достойную альтернативу. В сущности, основная интрига сравнительного испытания заключается в том, что сабвуфер «со стороны» нередко способен обеспечить лучшее качество баса по сравнению с одноименной моделью. В данной подборке мы исследовали активные сабвуферы в довольно широком ценовом интервале (различие в стоимости между самой дешевой и самой дорогой системой - более чем в два раза, хотя абсолютные цифры невелики: $200-420). Основное предназначение аппаратов этой группы - театральное. Опыт прошлых тестов показывает, что получение устройства, которое к тому же корректно воспроизводило бы музыкальные записи, требует вложений. Убить двух зайцев в вопросе сабвуфер/сателлиты удается редко. Имея акустическую пару, потребитель задумывается о перспективе: приобрести напольные громкоговорители (более высокого класса или как замену полочным), которые с большей вероятностью позволят получить универсальный звук или организовать прирост качества за счет покупки сабвуфера? Однако напольники за $700-800 редко обладают полноценным театральным басом, а если глубокий бас все же есть, то чаще всего имеют место компромиссы в качестве. Поэтому и возникает дилемма: приобрести сабвуфер, дающий сбалансированный, управляемый бас, или рассчитывать покупку, исходя из больших затрат. Читайте наш обширный тест: 22 модели! Будет интересно.

AAD C-11 $420

AAD C-11
Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: универсальная модель, впечатляюще масштабный и глубокий бас, отличная функциональность и эргономика
Недостатки: большие габариты

Конструкция. Сабвуфер выглядит впечатляюще. Он покоится на специальной платформе, развязывающей его с полом. 254-мм динамик с фирменным алюминиевым диффузором и мягким подвесом направлен вниз, к полу. Приводится он в действие 160-ваттным усилителем. Фазоинвертор выведен на заднюю стенку. Все органы управления находятся на передней панели. Кстати, у аппарата предусмотрен 5-полосный эквалайзер. На задней же панели расположены все коммутационные разъемы, выбор которых внушает уважение.
Звук. Глубочайший, динамичный и чистый бас во всем диапазоне - так можно аттестовать звук этой модели. Голос разработчики поставили сабвуферу просто отлично. Он подает НЧ-материал крупно, броско и с высоким качеством. Звуковое тело мощное, пропорционально сложенное. AAD превосходно показал себя в театре: на сценах, требующих адекватного НЧ-наполнения, саб нисколько не скромничал. Большая комната - для него. Модель выразительно играет музыку. Этому помогают корректная работа регулировок. Расположение органов управления спереди очень удобно. Эквалайзер (редкое явление) полезен: он позволяет поискать звук, а также - очень важно - подстроить его к акустике комнаты.

Технический комментарий
При установке ФНЧ на 95 и 160 Гц на графике АЧХ хорошо видны участки стабильной чувствительности, начинающиеся на 35 Гц и заканчивающиеся на 80 Гц (для установки 95 Гц) или на 150 Гц (при заданных 160 Гц). Попытка задать установку ФНЧ на 30 Гц привела к образованию графика с выраженным максимумом на 35 Гц, ровных участков на такой характеристике нет. Профили графиков АЧХ совпадают не точно - признак не самой идеальной настройки фильтров. Весьма интересные результаты можно получить, используя встроенный эквалайзер - он отрабатывает достаточно грамотно. Сабвуфер начинает играть от 28 Гц, что даже на 2 Гц ниже заявленного производителем значения. Показатели КНИ тоже очень и очень достойные. Минимальных значений можно добиться при небольшой амплитуде сигнала (0,47% искажений при 82 дБ), но даже большие уровни громкости не смущают этот аппарат - искажения не превышают 0,75%. По графику искажения резко растут лишь после отметки в 40 Гц.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Audica CS-SUB8 $420

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление *
Качество/цена * * * *
Достоинства: четкий, тонально уравновешенный бас, универсальные возможности
Недостатки: некоторым захочется больше энергии и напора

Конструкция. Как и прочие АС этой компании, эта модель отличается космическим дизайном - на матово-черном кубе с аккуратно скругленными краями нет и намека на какие-либо швы и стыки. 200-мм динамик с вогнутым пылезащитным колпачком находится на нижней стенке. Вся конструкция опирается на пластиковые шипы. Регулировки расположены на задней панели. Высокоамплитудных выходов не предусмотрено, линейные входы/выходы только моно. Регулировка фазы дискретная.
Звук. Баланс глубины и энергетики баса с его качеством - один из лучших в данной подборке. Аппарат хотя и не сотрясает стен и пола, не стесняется показать свою мускулатуру в кино. Удар у него поставлен отлично: фронты импульсных сигналов весьма хорошо очерчены. Басовая поступь упруга и легка. В этом тесте Audica - одна из самых музыкальных, тонально гармоничных моделей. Саб щепетильно транслирует музыкальный материал, записанный акустическим способом (контрабас, орган, большой барабан, литавры). Притирка «без швов» его звука к звуку фронтов (полочники) не составит труда. Предпочтительны сателлиты того же бренда, качество которых мы оцениваем довольно высоко.

Технический комментарий
Сабвуфер от Audica «рисует» очень красивые правильные профили графиков при любой настройке ФНЧ. Самой стабильной чувствительности можно добиться при установке регулятора в позицию 80 Гц. В этом случае можно добиться практически идеально ровной полочки в диапазоне 50-80 Гц, после чего характеристика начинает плавно спадать. Что интересно, если настроить кроссовер на 150 Гц или вообще его отключить, то можно получить практически идентичный результат - графики почти совпадают. Несмотря на то, что при 30 Гц Audica также демонстрирует участок ровной чувствительности, но он достаточно узок и лучше все-таки пользоваться другими настройками кроссовера. Или же приобрести мощные напольники, звучание которых заходит в самые низкие частоты. Несмотря на заявленную производителем нижнюю границу в 50 Гц мы получили совсем другую цифру - 33 Гц. Саб продемонстрировал низкий процент искажения при любом уровне сигнала, но самого минимума можно достичь при низком уровне.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Audio Pro Level Sub 110 $390

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отлично оформленный бас, небольшие габариты
Недостатки: хотелось бы больше напора

Конструкция. Форма корпуса - классический куб, на передней стенке логотип технологии «ace-bass» с вписанным в него светодиодом, индицирующим работу системы. Технология была разработана лет 20 назад и заключается в продуцировании очень низкого баса при малом объеме корпуса. Порт фазоинвертора тоже находится на передней панели. И снова динамик смотрит в пол. Мощность усилителя впечатляет - 400 Вт. Солидный радиатор занимает добрую половину задней панели. Все необходимые разъемы присутствуют (винтовые клеммы позволяют подключать солидный провод), нет только линейных выходов.
Звук. Модель продуцирует очень хорошо сбалансированный бас. НЧ-наполнение оказывается вполне достаточным для большинства кинотеатральных и музыкальных приложений. «Тело» баса средних габаритов, энергетика и глубина его средние, поэтому некоторым киноэффектам немного недостает грубой натуралистичности. Пользователю следует осторожно пользоваться регулятором громкости: выше отметки 75% от максимума звук теряет форму делается вязким и окрашенным. Настроить качественный трифоник с нейтральными по звуку полочными АС нам удалось без труда. Очень симпатичная модель: внешне и по звуку.

Технический комментарий
Максимально приближенную к идеальной амплитудно-частотную характеристику можно получить при установке ФНЧ на 75 Гц. Тогда образуется ровное «плато» на участке 35-50 Гц, обеспечивающее правильное неокрашенное звучание. Два других положения регулятора не позволяют добиться таких участков ровной чувствительности. Правые склоны графика очень похожи, что свидетельствует о добротной фильтрации входного сигнала. Полученная нами нижняя граничная частота (25 Гц - один из лучших результатов теста) позволяет судить о весьма серьезных полномочиях модели в области низкого баса. Не подкачал сабвуфер и в процессе измерения КНИ. Была констатирована приверженность саба к среднему уровню сигнала (0,49%). Сам график имеет профиль большой ямы, дно которой расположено как раз в рабочем диапазоне. Правый склон резко идет вверх лишь после 150 Гц, а левый профиль графика начинает уходить вверх лишь после 70 Гц, да и то делает это довольно плавно, если не перегружать динамик.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



AVE WF808 $270

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: «пробивной», упругий, быстрый бас
Недостатки: непросто подобрать близкие по характеру звучания

Конструкция. AVE - молодая российская компания. Несмотря на молодость, она предлагает довольно много комплектов AC. AVE WF808 - это топовый сабвуфер компании. Он оснащен одним из самых больших динамиков (300 мм), который расположен на передней панели, на заднюю выведены два порта ФИ без раструбов и регулировки с коммутацией. Саб оснащен полным комплектом разъемов, фаза регулируется кнопкой, кроме всего прочего, есть режим усиления баса - bassboost.
Звук. Крупномасштабная басовая экспансия - так можно сказать о звуке этого саба. Глубины и напора баса при работе модели в театре вряд ли кому-то будет недостаточно. Передача специфических низкочастотных эффектов, широко привлекаемых голливудскими режиссерами, весьма убедительна. Только при повороте регулятора громкости в крайнее положение бас немного начинает выходить из берегов. Очень здорово звучат с участием AVE музыкальные записи рока, электроники. Бас разборчивый, чистый, хорошо оформленный в тональном смысле. Для построения гармоничного ансамбля с этим сабом в партнеры к нему нужны близкие по характеру звука фронтальные громкоговорители, скорее всего, напольные.

Технический комментарий
График АЧХ этого сабвуфера лишен зон ровной чувствительности, зато на нем хорошо видны максимумы в районе 80-120 Гц, после чего начинается очень плавное падение. Такое ощущение, что кроссовер практически не вмешивается в исходный сигнал. Что интересно, при включенном режиме bassboost характеристика имеет минимальные отличия от обычного режима. Налицо какая-то путаница с настройками электроники сабвуфера. Левый склон АЧХ весьма крут и нехарактерен для подобных устройств, что и сказалось на нижней граничной частоте. Вместо заявленных 22 Гц нами была получена цифра в 2 раза большая - 47 Гц. Зато измерения КНИ показали очень неплохую динамику данной модели. Все три уровня сигнала отрабатывались аппаратом с одинаковым успехом, вплотную приближая результаты к лучшим в тесте. На кривой графика можно видеть, что искажения начинают расти с 70 Гц, да и то они делают это очень плавно. А правая часть графика - вообще прямая, что характерно скорее для обычной АС, а не для сабвуфера.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



B&W AS1 $380

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отличный, глубокий бас, музыкальность, компактность, отличная эргономика
Недостатки: заметный рост искажений на предельной громкости

Конструкция. Модель AS1 компании B&W отличается высоким и узким корпусом. Для удобства органы управления вынесены на верхнюю стенку, и утоплены в прямоугольной нише. Спереди сразу бросается в глаза порт фазоинвертора. Поверхность раструба напоминает поверхность мячика для гольфа, что помогает сделать поток воздуха через порт более равномерным и бесшумным. 165-мм динамик тоже расположен спереди и утоплен на пару сантиметров в панель. Из регуляторов только громкость и переключатель «фильм/музыка».
Звук. Компактный саб проникает в басовые недра на удивление глубоко. По энергетике и напору система уступает ряду соперников, зато превосходит очень многих по уровню структурированности низкочастотной материи. Это одна из самых музыкальных моделей в этом довольно представительном тесте. Работая в трифонике и воспроизводя как кинематографический, так и любой музыкальный материал, B&W всегда звучал аккуратно, собранно, компактно и весомо. Обеспечивалось не простое продление диапазона вниз, а гладкое, практически бесшовное сращивание среднего и нижнего регистров, что воспринималось как обогащение звука. Нужно оговориться: сателлиты (полочные) должны быть соответствующего класса: в идеале - B&W.

Технический комментарий
Сабвуфер английской компании B&W лишен фильтра низких частот, у него есть лишь один регулятор режима: кино/музыка. Как хорошо видно по графику, режим «кино» характеризуется подъемом примерно на 5 дБ вплоть до 35 Гц, где чувствительность начинает очень равномерно спадать до отметки в 100 Гц, где две характеристики практически полностью сливаются. Левая часть графика очень и очень пологая, что позволяет заявить о довольно глубоком проникновении в область низкого баса. Нами было получено значение нижней граничной частоты лишь на 1 Гц отличающейся от лучшего результата теста (24 против 23 Гц). А вот с КНИ не все так благополучно. В основном из-за того, что стоит прибавить громкость, как искажения начинают достаточно сильно расти. Причем, если при среднем уровне сигнала искажения еще остаются в пределах нормы, то при 94 дБ сабвуфер выходит за рамки своих возможностей. Вывод: не стоит перегружать эту модель избыточно громким звуком.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Boston PV500 $400

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: эффектная работа в кино, удобно расположенный спереди регулятор громкости
Недостатки: трудно настроить музыкальный трифоник

Конструкция. Саб выглядит весьма элегантно. На передней панели расположен только стильный регулятор громкости. 250-мм динамик системы дует вниз, а большой круглый порт фазоинвертора вынесен на заднюю стенку. В НЧ-головке применена DCD-технология, обеспечивающая больший ход диффузора. Схема Basstrac позволяет избежать искажений при перегрузке, при этом исходный сигнал не теряет форму. В наличии 2 линейных входа: через встроенный кроссовер и напрямую. Также имеются 4 винтовые клеммы входа сигнала высокого уровня. Какие-либо выходы отсутствуют.
Звук. Сабвуфер потребовал поколдовать над настройками. Полоса усиления, в которой модель басит весомо и собранно, оказалась довольно узкой. Если сделать громче или тише, то материал теряет форму и затуманивается. Впрочем, именно таким может быть спрос с устройства, воспроизводящего музыку: при работе в кино свойства Boston - средняя структурированность низа, некоторая нечеткость артикулирования - практически незаметны. Тут сабу вполне по силам пожонглировать басовыми гирями, накатить НЧ-волну. Не стоит только выкручивать ручку громкости на максимум, дабы звук не вышел из берегов. Частоту ФНЧ лучше выставить точно по низу полосы фронтальных АС (полочных) или чуть ниже.

Технический комментарий
При трех положениях регулятора фильтра низких частот амплитудно-частотная характеристика весьма плавно растет до своего максимума (который сдвигается каждый раз примерно на 10 Гц в зависимости от выбранной частоты среза), после чего довольно круто идет на спад. Судя по профилям правой части графиков можно с уверенностью говорить о грамотно построенных фильтрах. В случае отключения кроссовера падение характеристики очень плавное. Сабвуфер не слишком глубоко проникает в низкочастотные области, измеренное значение нижней граничной частоты оказалось на отметке 39 Гц, что собственно соответствует заявленному производителем (разницу в 1 дБ можно не считать). Результаты измерения КНИ довольно средние, что особенно заметно при среднем и высоком уровне сигнала - средняя величина искажений не опускается ниже 1%. Зато при уровне сигнала в 88 дБ Boston ведет себя как среднестатистический «хорошист» нашего теста. Искажения начинают расти от 70 Гц и ниже.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Cadanz OP Sub $300

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень глубокий и динамичный бас, хороший запас по энергетике
Недостатки: невысока динамика нижнего баса

Конструкция. Еще одно изделие под российской маркой. Аппараты собираются из комплектующих ведущих производителей Кореи и Китая. Тестируемая модель принадлежит к линейке Oriental Pearl и является еще одной моделью «на подставке». На передней стенке располагается металлическая панелька с регуляторами громкости/ФНЧ и светодиодом, индицирующим работу АС. Динамик с 250-мм диффузором направлен вниз, к полу. Порт ФИ вынесен на заднюю стенку над панелью управления. На ней расположены переключатели фазы rev/norm и режима музыка/фильм, линейный стереовход и винтовые клеммы для высокоамплитудного сигнала.
Звук. Отличный звук модели свидетельствует о грамотной конструкции. Саб басит необычайно глубоко; его звук сплоченный, густой, проворный, очень динамичный и одновременно комфортный. Такой вот впечатляющий набор достоинств. Запас по энергетике немалый, но выкручивать ручку громкости на максимум все же не стоит: мощь прибавляется, но образ в области низкого баса дробится и структурированность его падает. Саб великолепен в кино, неплох и как «музыкант». Помощь модели может оказаться полезной даже довольно басистой напольной фронтальной паре. Важно верно расположить Cadanz в комнате.

Технический комментарий
Внимательно изучив графики АЧХ данной модели можно заметить, что при настройках ФНЧ на 100 Гц результирующая характеристика практически не отличается от настройки с частотой среза в 2 раза меньшей! В данном случае налицо ошибка настройки кроссовера, так что лучше все же использовать кроссовер на максимальной частоте среза. В этом случае у графика появляется очень ровная полочка на участке 35-60 Гц, после чего характеристика идет на спад. Режим «музыка» практически не изменяет результирующий сигнал, зато характеристика становится менее линейной, лучше обойтись без этого режима. Данный сабвуфер продемонстрировал великолепный результат по измерению нижней граничной частоты - 23 Гц! Это лучший результат нашего теста (еще только один саб в нашем тесте басит так же глубоко). По измерениям КНИ сабвуфер показал свою приверженность к средним и низким уровням сигнала. При повышении уровня громкости искажения растут почти в 2 раза, тем не менее не выходят за рамки.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Cerwin-Vega CLSC12 $410

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: насыщенный, ударный театральный бас
Недостатки: дефицит тональной строгости

Конструкция. Модель CLSC12 напоминает по оформлению полочную АС. Прямоугольная форма, плотная металлическая защитная сетка спереди закрывает 300-мм длинноходный динамик с фирменным красным подвесом. Два небольших отверстия фазоинвертора без раструба выведены на заднюю стенку, под панель управления. Усилитель класса АВ развивает пиковую мощность 250 Вт. Аппарат оснащен линейными входами (есть отдельный LFE), а также высокоамплитудными входами/выходами. Фаза регулируется дискретно.
Звук. Сабвуфер басит с впечатляющим размахом, раскрепощенно, очень упруго. Возможностей модели с лихвой хватит для адекватной передачи почти любого материала. Благодаря отличной структурированности НЧ-ткани, завидным скоростным данным во всей полосе слушатель легко идентифицирует на слух характеристики источников звука в кино: масштаб крушения, силу взрыва... Игра басовых мускулов саба неизменно производит сильное впечатление. Отличная модель Cerwin-Vega «нацелена» в первую очередь на решение театральных задач. Превосходно звучит музыка, за исключением только классики, для передачи которой звуку системы немного недостает пластичности и тональной строгости.

Технический комментарий
Судя по результирующим графикам АЧХ, самой правильной фильтрации можно добиться при использовании ФНЧ, установленного на частоту 40 Гц. В этом случае образуется хороший участок ровной чувствительности, простирающийся от 35 до 80 Гц, после чего характеристика идет на спад. В остальных случаях (в том числе и при отключении кроссовера) участка такой ровной чувствительности не получается - графики имеют форму холма с выраженным максимумом на 80 Гц. Зато КНИ у данной модели выше всяких похвал. Графики являются образцом для подражания. При любых уровнях сигнала сабвуфер продуцирует минимум искажений и неизменно отрабатывает этот параметр на «отлично» относительно других моделей теста. Самого лучшего результата можно добиться при среднем уровне громкости, искажения тогда составят всего 0,38%. Зато при 94 дБ искажения хоть и чуть растут (0,43%), зато это является лучшим результатом теста. Бас у аппарата не слишком глубокий - от 38 Гц.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



DLS T-Sub 8 $390

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: рекордно глубокий бас, отличный кинотеатральный потенциал, насыщенный звук
Недостатки: снижена динамика в нижней части диапазона

Конструкция. По дизайну этот сабвуфер больше всего напоминает стильную серебристую тумбочку. Динамик имеет диаметр диффузора 200 мм, и расположен он на нижней стенке аппарата. Рядом с динамиком находится узкий порт фазоинвертора, выполненный в форме треугольника. Выходы отсутствуют, зато есть режим direct, отключающий встроенный кроссовер.
Звук. В кино сабвуфер показывает, что минимализм не его стихия: он почти всегда демонстрирует стремление и способность адекватно передавать масштаб НЧ-событий. Если уж выстрелит или прогрохочет, то уж по-настоящему. Подключения саба раз за разом производят неординарный драматический эффект. Голос модели упругий, полнозвучный, без разреженности. Можно сказать, бас DLS красив сам по себе. Динамический ресурс большей части диапазона у модели хороший; легкая окраска плавно прирастает лишь при продвижении к нижнему отрезку полосы при значительном добавлении громкости. В тональной области звук корректен, поэтому настройка музыкального трифоника не вызвала проблем. Весьма полезен для звука режим direct (сигнал, скорректированный внешним кроссовером, поступает непосредственно на головку).

Технический комментарий
Данная модель является вторым рекордсменом по части глубины баса. Ее нижняя граничная частота зафиксирована на отметке 23 Гц. Это не в последнюю очередь благодаря правильному пологому профилю графиков АЧХ, полученных при любых настройках фильтра низких частот. Самой правильной стоит признать характеристику, продемонстрированную сабвуфером при настройке ФНЧ на 60 Гц. В этом случае на графике хорошо видна полочка в диапазоне 35-70 Гц, после которой график идет на спад. В остальных случаях такой картины не получается, хотя профиль АЧХ не вызывает особых претензий. В очередной раз стоит отметить качественную фильтрацию, о качестве которой можно судить по правым склонам графиков. При средней и низкой громкости сабвуфер отрабатывает свое с минимальными искажениями и лишь при высоком уровне сигнала чуть опускает планку качества, попадая из «отличников» в твердые «хорошисты». Добиться минимума искажений можно при небольшом уровне громкости (0,48% при 82 дБ).
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



ELAC SUB50 $360

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: уравновешенный, глубокий бас
Недостатки: не очень высокая энергетика звука

Конструкция. ELAC выглядит изящно и аккуратно, не портит впечатление даже широкий раструб порта ФИ на передней панели. Снизу размещен 270-мм динамик с вогнутым пылезащитным колпачком и жестким подвесом. Все управление и коммутация вынесены на заднюю панель. Линейный вход только один, зато высокоамплитудный сигнал сабвуфер может получать сразу от трех каналов: левого, правого и центрального. Выходы отсутствуют, фаза регулируется дискретно.
Звук. Колонка басит, уверенно, масштабно, авторитетно, но не авторитарно. Голос сабвуфера отлично оформлен, причем разработчикам удалось получить такой результат, не прибирая полосу снизу: ELAC довольно глубоко проникает в НЧ-подземелье, что полезно главным образом для кино, так как в музыке такой бас - исключительная редкость. Запас по энергетике не очень высокий, но отрабатывается он корректно: при повороте ручки \/оlume-«акселератора» ближе к максимуму мощь прирастает плавно, и не накатывает волна нелинейности в виде окраски, что нередко случается. Весьма эффектно модель работает в музыкальном контексте, но основное ее назначение видится, пожалуй, кинотеатральным.

Технический комментарий
Графики амплитудно-частотных характеристик при трех положениях регулятора ФНЧ практически повторяют друг друга в хорошем смысле этого слова. Благодаря плавному спаду характеристики в левой части графика, модели удалось достичь достаточно глубокого баса (нижняя граница зафиксирована на 32 Гц). При установках фильтра на 40 и 63 Гц на графиках хорошо видны участки стабильной чувствительности. Самый большой - от 35 до 70 Гц при частоте среза 63 Гц. При максимальном положении регулятора (180 Гц) характеристика плавно растет до 60 Гц, после чего следует участок с небольшими флуктуациями (до 180 Гц), за которым срабатывают фильтры, и характеристика достаточно резко идет на спад. Обратите внимание на одинаковый профиль правой части всех графиков АЧХ - налицо правильная настройка фильтров. Показатели КНИ минимальны при любом уровне сигнала. Резкий рост при среднем и низком уровнях сигнала отмечен лишь на 40 Гц - превосходный результат!
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Eltax Atomic A-10.2 $390

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: глубокий, энергичный, четкий, динамичный бас с отличной импульсной реакцией
Недостатки: простой дизайн

Конструкция. Корпус сабвуфера классически кубический, с закругленными верхними и нижними ребрами. Весьма минималистическая спереди (на панели только порт ФИ и логотип), снизу модель пестрит надписями, нанесенными на пылезащитный колпачок 250-мм динамика с жестким подвесом. Вся конструкция опирается на прямоугольные пластиковые ножки с резиновыми подкладками. Линейный вход - моно, для высокоамплитудного сигнала предусмотрены и вход, и выход.
Звук. В кино сабвуфер заявляет почти ультимативно, что скромничать не собирается. Получая положенный ему сигнал, саб всегда отрабатывает его выпукло, весомо, с особым азартом. Взрыв, грохот катящегося в пропасть автопоезда и т.д. - все почти в натуральную величину. Некоторым покажется, что это перебор, но многим, несомненно, такая манера придется по вкусу. Звук Eltax обладает ясной интонационной структурой, т.е. высота басовых тонов передается вполне определенно. Проходы бас-гитары при воспроизведении рок-программ звучат выпукло, с явным нажимом и при этом мелодично. Отлично отрабатываются быстрые выбросы НЧ-энергии: фронты сигнала саб очерчивает четко. Отличный театральный потенциал модели несомненен.

Технический комментарий
Графики АЧХ этой модели во многом напоминают профили АЧХ модели от ELAC. При настройках фильтра низких частот на 50 и 110 Гц характеристика имеет участок стабильной чувствительности, расположенный в диапазоне 35-60 Гц. После чего характеристика довольно резко идет на спад. Для настройки на 110 Гц такой характер спада нежелателен, потому что к 110 Гц падение сигнала относительно ровного участка составляет почти 10 дБ. Можно предсказать хорошее сочетание данной модели с напольными акустическими системами. Правые склоны графиков идентичны - фильтры хорошо настроены и отрабатывают правильно. Данный сабвуфер начинает хорошо басить с 33 Гц - весьма достойно. Графики КНИ хоть и не обладают линейностью все того же ELAC, но процент искажений минимален при любом уровне сигнала, обеспечивая модели выход в лидеры. Разброс при трех уровнях сигнала составляет не более 0,2%. А минимальные искажения были получены при среднем уровне громкости (88 дБ) и составили 0,4%.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Jamo Sub 250 $400

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: динамичный, чистый бас
Недостатки: непрост в настройке, затруднено согласование с сателлитной акустикой

Конструкция. Корпус этой модели имеет довольно необычную конструкцию. П-образная «крышка» выполнена из MDF, а низ, передняя и задняя стенки - из пластика. 200-мм длинноходный динамик крепится к нижней стенке. Щель фазоинвертора образована верхней и задней стенкой и направлена назад. Пиковая мощность BASH-усилителя - 250 Вт. Плавной регулировке поддается не только громкость и частота среза ФНЧ, но и фаза. Напротив каждого регулятора нарисован график АЧХ, наглядно поясняющий суть изменения.
Звук. Sub 250 - очень хорошо сбалансированное в звуковом смысле устройство. В арсенале сабвуфера - как хороший динамический потенциал, так и неплохая детальность образа. Модели по силам любые кинотеатральные задачи. Самых глубоких пластов баса саб не затрагивает, но этот материал встречается редко. Очень достойно звучит с участием Jamo музыка. Модель насыщает частотный низ плотным, собранным и притом корректным басом хорошего музыкального качества. При значительном усилении бас не «зажимается», не делается жестким. Sub 250 требует повышенного внимания к настройкам. Мы советуем планировать покупку модели в дополнение к родным полочникам или не очень басовитым напольным АС.

Технический комментарий
Данная модель обладает не очень глубоким басом, о чем сразу можно судить по достаточно резкому спаду левой части графиков АЧХ. Нижняя граничная частота была зафиксирована нами на уровне 39 Гц, хороший результат в группе, хоть и далеко не самый лучший. Самые удачные характеристики можно получить при настройке ФНЧ на 40 и 95 Гц, образующие хорошие ровные участки с плавным падением и ростом (для 40 и 95 Гц соответственно). Хотя максимально удачным стоит признать настройку в 95 Гц, тогда можно ожидать максимально точной стыковки с АС. При максимальной частоте среза ФНЧ (150 Гц) профиль графика образует холм с довольно ровной вершиной, лежащей на участке 110-180 Гц, после чего начинается резкий спад. КНИ минимален при любом уровне сигнала. Резкий рост искажений наблюдается ниже 40 Гц, профили графиков не демонстрируют каких-либо аномалий, наоборот, радуют линейностью характеристики. Искажения очень плавно растут с увеличением уровня сигнала.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



KEF PSW1000.2 $370

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: корректный, тонально достоверный звук, модель хорошо передает акустическую природу материала
Недостатки: снижена разборчивость среднего баса

Конструкция. Аккуратный кубик KEF установлен на острые пластиковые шипы. 200-мм динамик с жестким подвесом расположен на нижней стенке. Щель фазоинвертора образована передней и нижней стенкой и так же направлена вниз. Мощность встроенного усилителя 100 Вт. Аппарат позволяет изменять крутизну фильтра (12/24 дБ/октава), плавно регулировать фазу, переключать режимы музыка/кино.
Звук. Низкочастотные владения данного сабвуфера велики. Верхний и частично средний бас аккуратный, сплоченный, корректный. В кино модель отрабатывает эффектно, но без азарта, свойственного некоторым другим моделям теста. Хорошие способности передавать акустическую природу материала заметны при работе саба с музыкой и в кино. Например, озвучивая шторм или камнепад, KEF дает понять, что эти звуки не техногенного, а природного происхождения. Воспроизводя музыкальную классику, он аккуратно, но немного схематично транслирует звук органа, виолончелей; литаврам же немного недостает импульсного ядра, ударности. Мелодические свойства у данного саба преобладают. Многим понравится этот хотя и не очень крупный, но интеллигентный звук.

Технический комментарий
Сабвуфер этой марки показал нижнюю граничную частоту на уровне 33 Гц, что является достойным результатом среди участников нашего теста. ФНЧ, настроенный на 40 и 90 Гц выдает практически идентичные графики, отличающиеся лишь уровнем сигнала и чуть более длинной полочкой в диапазоне 35-47 Гц. При максимальной частоте среза ФНЧ (140 Гц) график принимает вид холма с максимумом в районе 100 Гц. При включении режима «музыка» левый склон графика принимает более пологий вид с очень плавным правильным спадом. Коэффициент нелинейных искажений не превышает пороговых значений и при уровне сигнала 82 и 94 дБ настолько мал, что позволяет говорить об отличных динамических характеристиках. При 88 дБ результат чуть больше, чем у отличников теста, и составляет 0,68%, что, тем не менее, тоже весьма хороший результат. Резкий рост КНИ наблюдается только ниже 40 Гц. Стоит обратить внимание на резкий рост КНИ в правой части графика - сказывается работа ФНЧ.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Magnat Beta 20A $310

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: глубокий, напористый, эффектный бас
Недостатки: небольшая окраска на максимальной громкости, сравнительно невысокий энергетический ресурс

Конструкция. Весьма заурядный корпус оживляют ножки, на половину своего диаметра выступающие за боковые стенки. Большой раструб фазоинвертора расположен на передней стенке. 200-мм динамик с мягким подвесом направлен вниз. 70-ваттный усилитель способен выдавать 140 Вт в пиковом режиме. Выходы не предусмотрены, есть линейный (моно) и высокоамплитудный входы. Нам удалось насчитать 7 надписей «Magnat» на корпусе, фазоинверторе, динамике, каждой ножке, не считая задней панели.
Звук. Значительная глубина НЧ-погружения данной модели на ряде киноэпизодов производит сильное впечатление. По общему впечатлению, бас Magnat слегка суховатый. Большую часть диапазона сабвуфер воспроизводит корректно, динамично. Следует осторожно пользоваться регулятором усиления, так как при уровнях громкости, близких к максимальным, возможно появление эффекта окрашивания. Beta 20А следует отнести к чисто театральным моделям: организуемое им наполнение НЧ-участка плотным, быстрым звуком делает рельеф кинодраматургии выпуклым и выразительным. Модель требует адекватного внимания к подбору сателлитов, используемых в качестве партнеров (напольные и полочные АС).

Технический комментарий
Графики АЧХ при разных положениях регулятора ФНЧ выглядят весьма благополучно. Уровень сигнала на левом склоне графика практически не меняется в зависимости от выбранной частоты среза. Левый склон графиков не очень крутой, что выражается в не очень низкой граничной частоте, зафиксированной нами на отметке 37 Гц. Каждый из графиков содержит характерную зону ровной чувствительности, что как нельзя хорошо сказывается на звучании. Лучше всего настройка фильтра проявляется при установке его на 80 Гц, что облегчит согласование с не очень басистыми напольными или полочными акустическими системами. Измерения КНИ доказали весьма и весьма достойный динамический потенциал данной модели. При среднем и низком уровне сигнала уровень искажений можно принять за отличный (0,54% и 0,34% соответственно). При максимальной громкости (94 дБ) искажения растут до 0,93%, но не превышают норму. Резкий всплеск КНИ можно наблюдать от 40 Гц и ниже.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Paradigm PDR-10 $340

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень глубокий, могучий, динамичный бас
Недостатки: относительно невысокая функциональность

Конструкция. Этот сабвуфер прочно устроился на приличного диаметра пластиковых ножках.
Матерчатая защитная сетка закрывает 254-мм динамик с углеволоконным композитным диффузором, размещенный на передней стенке почти во всю ее ширину. На задней стенке находится большой порт ФИ и минималистическая панель коммутации/управления. Из регулировок - уровень громкости и частота среза ФНЧ. Выходов нет, входы - линейный (моно) и высокоамплитудный.
Звук. Представление о канадском производителе, как об авторитете в области баса крепнет в умах наших экспертов при общении с каждым новым продуктом Paradigm. PDR-10 переплавляет каждый ватт мощности в отличный звук. Бас саба воспринимается как глубокий и почти безупречно чистый. Когда приходит время, громкоговоритель затапливает помещение могучей, широкой басовой волной или выстреливает увесистыми НЧ-ядрами... Динамический потенциал велик: звук сохраняет отличную форму в разных амплитудных режимах. При максимальных уровнях громкости возможна окраска. Тем не менее это великолепная театральная модель. Очень привлекательна идея согласования саба с родной напольной акустикой.

Технический комментарий
АЧХ у сабвуфера Paradigm отличается весьма пологим склоном в левой части графика, что и позволило данному аппарату достичь нижней граничной частоты в 33 Гц. При регулировках ФНЧ, настроенных на 50 и 100 Гц можно наблюдать участок стабильной чувствительности, простирающийся в весьма большом диапазоне: от 35 до 80 Гц. При максимальной настройке частоты среза (150 Гц) АЧХ образует холмик с вершиной на 80 Гц, серьезный спад начинается после 120 Гц. Можно прогнозировать хорошее сочетание данного сабвуфера с практически любыми акустическими системами, низкочастотные способности которых не проникают слишком глубоко. Уровень искажений минимален при любой громкости - динамика у этой модели на «отлично». Однако на графике можно видеть резкий подъем КНИ в районе 300 Гц, вызванный плохим подавлением дополнительных гармоник. Самый минимальный результат по измерениям КНИ в диапазоне 40-100 Гц составил 0,56% (при 88 дБ).
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Polk Audio PSW-10 $300

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * * *
Достоинства: сбалансированный, детальный, очень глубокий бас, отличная динамика
Недостатки: невысокая (правда, достаточная) мощность встроенного усилителя

Конструкция. Передняя панель без сетки радует глаз симпатичной серебристой окраской. На ней расположился 25-мм динамик с диффузором из полимерного композита с вогнутым пылезащитным колпачком, а также круглый порт ФИ довольно большого диаметра. Мощность усилителя невысока - 50 Вт. На заднюю панель выведены ручки регуляторов уровня и частоты среза ФНЧ, стереовходы линейный и высокоамплитудный. Выход только высокоамплитудный.
Звук. Приятно слышать, как при подключении PSW-10 область частотного фундамента заполняют потоки чистой басовой энергии. В звуке саба силовые и качественные свойства отлично гармонизованы. Можно регулировать усиление в очень широких пределах, и бас не делается ни вялым, ни мутным или жестким. PSW-10 - один из немногих аппаратов, в отношении которых можно говорить о прозрачности баса. Сабвуфер оперирует в своей области энергично, мощно и корректно. Модель оказалась несложной в настройке. Близость характера баса к нейтральному позволяет прогнозировать хорошую сочетаемость со многими полочными АС. По нашим данным, PSW-10 идеально работает с рекомендованными производителем АС из своего каталога.

Технический комментарий
Амплитудно-частотная характеристика данной модели благополучна при любых настройках кроссовера (мы проверяли следующие варианты: 80, 100 и 160 Гц). На каждом графике хорошо видна «полочка» ровной чувствительности, простирающаяся на довольно обширном отрезке (начинается от с 35 Гц). Левый склон графика довольно пологий. Как следствие - сабвуфер обеспечивает очень хорошее проникновение в область низкого баса, начиная звучать со впечатляющей отметки в 28 Гц. Правые склоны графиков АЧХ идентичны и свидетельствуют о хорошей фильтрации, несмотря на то, что при максимальной частоте среза (160 Гц) спад характеристики начинается гораздо раньше. Коэффициент нелинейных искажений у этой модели выше всяких похвал. Сабвуфер сдал этот показатель на «отлично», разница между средними значениями при разных уровнях сигнала не превышает 0,12%. Ну а наилучший результат можно получить при входном сигнале в 88 дБ, тогда средний КНИ составит 0,38%.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Tannoy TS8 $300

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: широкая функциональность, компактность
Недостатки: сужена полоса чисто воспроизводимого баса

Конструкция. Небольшого размера кубик покрыт приятным на ощупь матовым материалом. Динамик имеет диаметр диффузора 200 мм, и направлен он в пол. Звуковое оформление - закрытое, что весьма неожиданно и приятно (гораздо проще поставить фазоинвертор). Что интересно, на задней стенке находятся профессиональные XLR-разъемы, также предусмотрен отключаемый фильтр высоких частот и плавная регулировка фазы. Неожиданно богатая функциональность для такой ценовой категории.
Звук. Организовать слаженно звучащий трифоник с участием британской модели оказалось непросто. Диапазон усиления, в котором достигается аккуратное соединение частотных полос, довольно узок. Модель чисто работает в области среднего и верхнего баса. На низких частотных этажах звук Tannoy не очень ясный. На высокой громкости затуманивается средний бас. Можно прогнозировать удачную работу сабвуфера с малогабаритной полочной акустикой; для больших АС придется прикупить ящичек побольше. Модель подойдет для комплектации компактной кинотеатральной системы в небольшом или среднем помещении. Данный сабвуфер от Tannoy больше тяготеет к киноматериалу, чем к музыке.

Технический комментарий
Данная модель еще одного английского производителя показала неплохой результат при измерении нижней граничной частоты, которая оказалась в районе 38 Гц. Результат хоть и не самый лучший, но вполне достойный - по этому параметру модель попала в хорошисты. ФНЧ отрабатывает не очень четко, при установке на 50 Гц спад на характеристике начинается лишь от 80 Гц, зато в данном случае есть возможность похвастаться ровной полочкой от 35 и до 80 Гц. Чуть менее линейна характеристика, снятая при установке регулятора на 100 Гц, зато фильтр на данной частоте сработал весьма грамотно. Не менее правильно он отработал и на 150 Гц, где заданная и фактическая частота не разошлась, практически, ни на герц. По измерениям КНИ Tannoy оказался в твердых хорошистах, продемонстрировав явную тягу к небольшому уровню сигнала, при котором искажения составили 0,68%. Самый большой процент искажений, как и следовало ожидать, был зафиксирован при уровне сигнала 94 дБ.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Velodyne VX-10II $385

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отлично сбалансированный, очень динамичный бас, вполне универсальная модель
Недостатки: звук менее ясный на невысокой громкости

Конструкция. Кубической формы корпус оснащен 250-мм динамиком, который размещен на передней панели. Фазоинвертор, как и все органы коммутации/управления, расположен на задней панели. Аппарат позволяет регулировать частоту среза ФНЧ, дискретно изменять фазу. Предусмотрены линейный стереовход и высокоамплитудный вход/выход на пружинных клеммах. Сабвуфер обладает системой автоматического включения/выключения по уровню входного сигнала.
Звук. VX-10II - один из немногих сабвуферов подборки, которые могут претендовать на настоящую универсальность. За словами «очень динамичный и чистый бас» стоит много: безупречная работа в кино, отличный музыкальный потенциал. Если потратить время на настройку аппарата, нахождения лучших условий частотного согласования с фронтальной парой, оптимального режима усиления, если поколдовать с размещением громкоговорителя, установками фазы, то можно получить (в союзе с полочными или напольными АС) звук почти Hi-Fi-качества. Уверены, у обладателя Velodyne скоро возникнет доверие к аппарату: все его действия - в кино или при воспроизведении музыки - будут восприниматься как адекватные. Чего еще ждать от устройства за такую цену?

Технический комментарий
Профиль графиков АЧХ, полученных при разных положениях частоты среза фильтра низких частот, идентичен и напоминает холм с вогнутой левой частью. За счет некоторой «вогнутости» этого профиля Velodyne проникает в низкие частоты до 42 Гц (при заявленных 36), что является достаточно средним результатом. Правые склоны графиков весьма похоже - фильтрация работает правильно, хотя настройка на частоту хромает и здесь (собственно, как и у большинства сабов). Самый близкий к истине вариант с установкой ФНЧ на 80 Гц. Полочек со стабильной чувствительностью не обнаружено, нелинейность (не слишком большая) присутствует во всем диапазоне. Графики КНИ этого сабвуфера весьма ломанные, особенно в области 50 Гц, где налицо большой пик при низком и среднем (выброс гораздо меньше) уровне сигнала. На этой частоте саб еще играет, так что стоит порекомендовать будущим владельцам этого аппарата избегать небольшой громкости входного сигнала.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Vifa Inspiration Sub $420

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление *
Качество/цена * * * *
Достоинства: превосходно сбалансированный звук музыкального качества
Недостатки: довольно неудобное расположение органов управления, большая напольная база, спорный дизайн

Конструкция. Корпус радует глаз качественной лаковой отделкой и полировкой. Единообразие черного блеска нарушает лишь передняя серебристая решетка, круглая металлическая защитная сетка 200-мм динамика на верхней поверхности да панель управления на задней стенке. Снизу можно разглядеть почти незаметные пластиковые ножки. Акустическое оформление - закрытого типа. Добрую половину задней панели занимает большой радиатор. Выходов нет, есть только входы: линейный и высокоамплитудный.
Звук. Это - одна из самых музыкальных моделей в тесте. Сложные в звуковом отношении акустические музыкальные записи сабвуфер передает на редкость достоверно. Бас отлично организован в тональном отношении, пластичен, детален. Колорит очень естественный. В ансамбле с полочными АС хорошего класса ясно слышно, что владения Hi-Fi охватывают область баса - вплоть до низкого. Модель не играет рекордно глубоко. В кино она звучит весомо, напористо, но в ее звуке все же нет излишней броскости, азарта, свойственных некоторым другим сабам. При прослушивании на очень высокой громкости структурированность баса почти не ухудшается. Громкоговоритель идеально сочетается по звуку и дизайну с акустикой Vifa серии Inspiration.

Технический комментарий
Сабвуфер демонстрирует плавный спад характеристики в области низких частот, однако он излишне крутой, и поэтому нижняя граничная частота недотягивает до рекордных результатов, оставляя модель в хорошистах. Используемый в данном аппарате кроссовер еще больше понижает уровень сигнала, так что по возможности фильтр лучше отключать. Мы намеряли нижнюю границу на уровне 38 Гц, при заявленных 40. Правые склоны всех четырех графиков очень похожи, что говорит о грамотной фильтрации. Коэффициент нелинейных искажений у этого сабвуфера плавно растет с повышением уровня сигнала. При небольшом уровне он минимален (твердая «пятерка»), при среднем сабвуфер уже переходит в группу хорошистов, а при максимальном скатывается до «тройки». Есть смысл не перегружать Vifa мощным сигналом (это отметили и наши эксперты по звуку). На графике КНИ хорошо видна проблемная область в районе 100 Гц, где искажения растут для всех трех измерений.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Yamaha YST-SW325 $360

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: первоклассный, динамичный звук
Недостатки: иногда хочется большей глубины баса

Конструкция. Кубический корпус покоится на основании со встроенным рассекателем звуковой волны в форме пирамиды. 200-мм динамик встроен в нижнюю стенку и дует как раз на рассекатель. Он позволяет избежать нежелательных потерь и переотражений звука, направляя звук на все четыре стороны. Органы управления вынесены на отдельный блок и легко доступны сверху. На задней панели расположены линейный вход и высокоамплитудные вход/выход.
Звук. В прошлом мы не раз с удовольствием отмечали высокое качество акустических разработок компании. Очередная встреча с моделью Yamaha принесла самые позитивные впечатления. Очень понравился насыщенный, собранный, крепкий бас без следов окраски или затуманивания. Великолепны скоростные качества баса. Звук Yamaha хотя и не рекордно глубок и могуч, но просто отлично оформлен. Мы пробовали модель на самых разных программах, и она всегда показывала себя достойно. Самые суровые громкостные эксперименты не вывели ее из равновесия. Yamaha превосходно функционирует в режиме кинопросмотра, отлично отыгрывает почти любую музыку, удобна в настройках. Будет хорошо сочетаться с фирменной сателлитной акустикой.

Технический комментарий
АЧХ сабвуфера от Yamaha радует «правильной» формой графиков. Все говорит о хорошо продуманной конструкции. Единственное, что немного подкачало - недостаточно пологий левый склон графика, что привело к не очень глубокому проникновению в глубины баса. Мы намеряли 38 Гц, столько же, сколько у модели от Vifa или Cerwin-Vega. Грамотно сконструированный кроссовер не понижает уровень сигнала и отрабатывает заданные частоты среза почти идеально. Довольно крутой спад идентичных профилей правых частей графика также подтверждает наше мнение о правильной конструкции. КНИ Yamaha ничем особым не выделяется, вполне благополучный график. Есть небольшой пик на 60 Гц, который, тем не менее, не сказался на характере звучания и не дал окраску. Средний КНИ при среднем и небольшом уровнях сигнала отличается лишь на 0,1%, при повышенной громкости он возрастает в 1,5 раза и составляет 1,11%. Тем не менее до критичных значений не доходит.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Zers Bass 12 $250

Звук * * *
Конструкция * * * *
Функции/Управление * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: комфортный звук, невысокая цена
Недостатки: невысокая динамика среднего баса, вялость в передаче импульсных реакций

Конструкция. Продукт еще одной российской компании. Довольно большой корпус скруглен с боков. Два круглых порта фазоинвертора выведены на заднюю стенку, под панель управления. Несмотря на едва ли не самую низкую цену, сабвуфер оснащен большим 300-мм динамиком с полипропиленовым диффузором, размещенным на передней стенке, и весьма мощным усилителем (200 Вт). На задней панели вполне стандартный набор входов/выходов. Фаза регулируется дискретно.
Звук. Модель оказалась непростой в настройке. После проведения регулировок и экспериментов с размещением саба в комнате звуковой результат все-таки не удовлетворил нас полностью. Причиной этого являются, по-видимому, неотъемлемые звуковые качества данного сабвуфера: неясность, малая выразительность фактурного рисунка, неторопливость в передаче импульсных реакций. И как следствие - невысокая эмоциональная энергетика. Эти недочеты могут остаться незамеченными при озвучивании событий в кино, однако даже поверхностное сравнение Zers с другими сабвуферами выявляет несомненное преимущество последних. Получить приемлемое по звуку сочетание саба с разными фронтальными парами будет непросто.

Технический комментарий
Графики АЧХ данного сабвуфера демонстрируют неплохую конструкцию встроенного кроссовера, который не изменяет уровень сигнала, правда, при этом частота среза ФНЧ, выбранная с помощью регулятора, никак не хочет совпадать с фактической. Правые склоны показывают правильную конструкцию фильтра, а вот с настройкой есть проблемы. Из-за слишком резкого спада в левой части характеристики нижняя граничная частота была определена на уровне 44 Гц, что на 14 Гц выше, чем заявляет сам производитель. Ровные участки на графиках отсутствуют, профиль напоминает крутой холм. Производитель заявил частотный диапазон до 250 Гц, однако реально сабвуфер воспроизводит частоты лишь герц до 150. Сразу после этой отметки резко выстреливает КНИ при высоком уровне сигнала, в остальных случаях искажения гораздо меньше. Средние значения КНИ, полученные в диапазоне 40-100 Гц, находятся в пределах нормы и более того - претендуют на высокие оценки.
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты



Сабвуфер американской AAD оснащен сдвоенным портом ФИ

Крупный порт фазоинвертора сильно потеснил панель управления

Eltax не блещет функциями, зато имеет высокоамплитудный вход/выход

Можно регулировать крутизну фильтра

Результаты
Тест дал глубокий и интересный срез рынка сабвуферов невысокой ценовой категории. Обозначенные моделями рамки $200-420 в сущности значительно более узкие. Самые дешевые Eltax A-10.2 ($200), Zers Bass 12 ($250) и AVE WF808 ($270) расположились особняком: основная группа (18 систем) оккупировала участок выше $300. В тесте участвовали шесть очень интересных моделей за $400 и дороже. Приятно отметить, что появляется больше сабвуферов, уверенно оперирующих в области глубокого баса (ниже 40 Гц); причем практически все «профундисты» воспроизводят указанный участок не просто номинально, а весьма чисто и динамично. Звуковые компоненты из нижней октавы редко используются в саундтреках кинофильмов и музыкальных записях, но когда они все же встречаются, эти сабы будут к ним полностью готовы. Среднетестовой мощности усиления - 150 Вт - с лихвой хватит для решения любых низкочастотных задач в небольшой и среднего размера комнате. Как и следовало ожидать, большинство участников испытания приспособлены в основном для работы в домашнем кинотеатре. Но встречаются и сабвуферы с хорошими и даже отличными музыкальными данными. Сабвуфер - не самостоятельное в звуковом смысле устройство, так как работает только в союзе с сателлитными АС. Однако в большинстве случаев слух легко идентифицирует голос и манеру саба. Неоценимую помощь в оценке оказали данные, полученные нами лабораторно. Во время звуковых испытаний устройства басили в компании с нейтральной по звуку полочной и напольной акустикой.


Конструкция
По мощности встроенного усилителя с большим отрывом от соперников лидирует Audio Pro Level Sub 110 - 400 Вт. Снизу линейку мощности замыкают B&W AS1 (85 Вт), Magnat Beta 20A (70 Вт) и Polk Audio PSW-10 (50 Вт). Относительно скромную мощность этих трех моделей нужно рассматривать не как ограничение их энергетических возможностей, а в контексте конструктивной стратегии по балансированию параметров устройств. «Полевые испытания» показали, что 50-ваттный Polk Audio PSW-10 демонстрирует отлично оформленный, энергичный звук. Внутритестовый рекорд глубины баса принадлежит Cadanz OP Sub и DLS T-Sub 8 - оба устройства достигают глубочайшего порога 23 Гц. Отрадно отметить, что 6 из 22 устройств играют ниже 30 Гц. Очень глубоко басят B&W AS1 (24 Гц), Audio Pro Level Sub 110 (25 Гц), AAD C-11 (28 Гц). Весьма показательно, что эти самые басовитые модели звучат довольно чисто, хотя по динамике низкий бас закономерно уступает верхним разделам регистра. Важнейшим показателем качества модели является динамический диапазон, заключающийся в способности показывать малые значения КНИ и слабую зависимость уровней нелинейности от амплитуды сигнала, т.е. от громкости. Отрадно отметить, что большинство моделей выступили в этом отношении очень достойно. Максимальный показатель по уровню искажений редко превышает 1% - отличный результат. Самый чистый и динамичный бас, причем во всем рабочем диапазоне, продемонстрировали Cerwin-Vega CLSC12 и Polk Audio PSW-10. Многие аппараты недалеко отстоят от этой пары. По-прежнему самым востребованным способом получения глубокого баса является фазоинвертор. Этот вид акустического оформления применен в 19 сабвуферах; три устройства - DLS, Tannoy и Vifa - имеют закрытый корпус. Эффективно и полезно действие «рассекателя» звуковой волны у Yamaha. Весьма важными для потребителя являются габариты НЧ-громкоговорителя, ведь ему надлежит выделить место в комнате (скорее всего, жилой). К тому же получение наилучшего звука сопряжено с необходимостью пробовать несколько вариантов размещения колонки - в обстановке обычных городских квартир компактные устройства, естественно, предоставляют большую инсталляционную свободу. Модели, оснащенные самыми большими вуферами, - AVE (310 мм), Cerwin-Vega (305 мм) и Zers (300 мм) - одновременно являются одними из самых крупных в тесте. Лидер по габаритам и весу (23,5 кг) - могучий американский прибор AAD C-11. Важно отметить, что относительно малая мобильность C-11 удачно компенсируется имеющейся у него полезной функцией эквалайзера (ее можно отключать), позволяющей не только настроить звук по вкусу, но и адаптировать его к акустике помещения. Самый компактный саб в подборке - Tannoy TS8. Не очень удобен Vifa, имеющий большую напольную базу, напротив, удобен стройный DLS. Поскольку сабвуфер является частью домашнего интерьера, большое значение имеет его дизайн и отделка. Среди конкурентов оригинальным внешним видом выделяется имеющий необычную форму DLS T-Sub 8. Интересны Boston PV500, B&W AS1, Cadanz OP Sub. Симпатичный лаконичный дизайн - темно-серый куб с заоваленными углами и ребрами - имеет Tannoy. Элегантный, правда, на любителя, дизайн имеет Vifa Inspiration Sub. Наибольшее число вариантов отделки предлагает Magnat Beta 20А (пять); у пяти моделей - три варианта. Очень красив - по современной моде - цветной лак Yamaha YST-SW325.


Функции и управление
Большинство сабвуферов предоставляют развернутые коммутационные возможности. Высокоамплитудные входы и
Высокоамплитудный вход/выход у Polk Audio реализован на «пружинках»
(или) выходы, линейные входы и (или), стерео или моно, в разном сочетании имеют все модели. Тест показал, что вход для сигнала малого уровня (Bypass, LFE), скорректированного внешним кроссовером ресивера для передачи прямо на клеммы динамика, пока редко встречается у НЧ-аппаратов исследуемой ценовой группы. Данный вход имеют лишь 5 моделей. Остальные получают LFE-информацию на один из линейных входов - в этом случае нужно выставить максимальную полосу ФНЧ, чтобы внешний и бортовой кроссоверы не конфликтовали. Развернутыми коммутационными возможностями обладает Tannoy TS8; у сабвуфера есть разъемы XLR, чаще встречающиеся в технике гораздо более высокого класса. Audio Pro Level Sub 110, KEF PSW1000.2 и Tannoy TS8 имеют ФВЧ: получая полнодиапазонный сигнал, аппараты освобождают его от НЧ-компонентов и передают дальше, сателлитной акустике - верный путь согласования саба с сателлитами. 16 моделей способны, обнаруживая сигнал на входе, автоматически переходить в рабочий режим и отключаться при его отсутствии по истечении некоторого времени (функция управления питанием Auto). Фаза излучения в основном регулируется дискретно (0°/180°); у одного сабвуфера (B&W) данная регулировка не предусмотрена. KEF позволяет избирать скорость спада ФНЧ (12/24 дБ/окт.), что может помочь точнее настроить музыкальную конфигурацию с произвольными АС. Несколько аппаратов имеют дополнительные полезные функции управления басом: режим «Кино/Музыка» для программ разных типов (B&W, Cadanz, KEF, Tannoy, Yamaha), функцию усиления баса (AVE). Особо отметим уже упоминавшийся режим эквализации, имеющийся у модели AAD C-11. Одним из самых продвинутых в функциональном смысле сабвуферов теста следует признать Tannoy TS8. Относительно скромен в данном отношении Paradigm PDR-10. К сожалению, немногие производители пошли навстречу потребителю, разместив органы управления - хотя бы основные регуляторы - так, чтобы было удобно к ним обращаться. Скажут, это стоит денег... Но ведь удалось же вписаться в бюджет некоторым фирмам, отметившимся в нашем тесте. В этом смысле хороших слов достойны Boston (спереди только регулятор громкости), AAD, Cadanz, B&W, Yamaha.


У DLS какие-либо выходы отсутствуют

Основные регуляторы у сабвуфера Yamaha удобно расположены сверху

Регуляторы и разъемы Tannoy
Звук
Людям, планирующим компоновку многоканальной системы в небольшой или средней по площади комнате в основном с целью организации кинопросмотров (таких потребителей - большинство) имеет смысл обратить внимание на сабвуферы, обладающие хоть и не очень глубоким, но чистым и динамичным басом. Подобные аппараты в нашем тесте преобладают. Наиболее вероятным партнером для них является малогабаритная полочная акустика - главным образом, из линеек тех же производителей. Некоторые упомянутые выше модели способны басить очень глубоко и имеют немалый энергетический ресурс. Для этих сабвуферов разумнее предусмотреть большое помещение, и они способны оказать серьезную низкочастотную поддержку почти любым напольным АС из соответствующей ценовой категории. Помимо общей специализации, важно обратить внимание на индивидуальные звуковые качества устройства. Сабвуферы, способные крупно отображать масштаб звуковых событий (в основном это важно для кино), встречаются как в «профундовой», так и в других подгруппах. Очень масштабно играют системы AAD, Audio Pro, AVE, Cerwin-Vega, DLS, Eltax, Paradigm, Velodyne, Zers. Остальные НЧ-громкоговорители предлагают несколько более компактный звук. Все они отлично отрабатывают в кино. Многие из испытанных устройств обнаруживают хорошие музыкальные данные. Нам понравились: могучий, корректный звук AAD, аккуратная, без «скромничания» манера Audica. Глубокий и отлично структурированный низ показал B&W, модель, которую фирма выпускает несколько лет, и которая уже проходила в нашем тесте четыре года назад (июль, 2002), получив тогда Приз симпатий; саб показался нам очень симпатичным и на этот раз. Хорошо передают акустическую природу записей KEF, Tannoy. Самым музыкальным громкоговорителем в подборке мы признали замечательную модель Vifa Inspiration Sub, которая необычайно корректно воспроизводит нижнюю полосу в сложном классическом музыкальном репертуаре. Вряд ли стоит «разлучать» саб Vifa с АС родной серии Inspiration: рассказ о незаурядном «семейном» ансамбле недавно публиковался на страницах S&V. Звук нескольких систем вполне заслуживает определения «отлично сбалансированный» - это Audica, DLS, Elac, Jamo, Magnat, Yamaha. С самой лучше стороны в этом смысле показал себя Polk Audio PSW-10. По результатам углубленного знакомства с большим числом сабвуферов мы можем отметить присутствие в этой группе универсальных моделей для кино и музыки. Мы считаем, что совершенно четко разграничить модели чисто театральные от музыкальных или от универсальных вряд ли представляется возможным.


Выбор
Критерии оценки НЧ-устройств экспертом и потребителем могут различаться и варьироваться в довольно широких пределах. Здесь необходимо признать важность субъективного фактора. Изменить положение чаш весов реально может что-то, что для нас является «одним из», а для конкретного потребителя представляется наиболее важным. Например, это могут быть габариты, дизайн изделия, известность бренда, наличие желанного варианта отделки, удобство оперирования... Мы же, оценивая модели и присуждая им награды, стремимся исходить из главенства звука и данных инструментального анализа, стремимся, учитывая весь комплекс их свойств и способностей, сопоставлять все это с ценой. Мы советуем вам не ограничиваться только ориентацией на наши награды и оценки, а внимательно просматривать весь тест, его конструктивную и звуковую части, анализировать табличные данные. Аппараты теста - достойные и грамотно сконструированные изделия. Соотнеся достоинства сабвуферов с их стоимостью, мы отдаем наши симпатии нескольким из них. AAD C-11 - конструктивно основательной системе с глубоким и динамичным басом, отличным энергетическим ресурсом и великолепной эргономикой. Cadanz OP Sub, продемонстрировавшему рекордно глубокий бас при хорошей его динамике. Eltax Atomic A-10.2 - мощной театральной модели, имеющей весьма соблазнительную цену. Paradigm PDR-10, показавшему, что такое по-настоящему роскошный бас. Победителем же теста становится Polk Audio PSW-10, универсальная система с глубоким и премиально чистым басом и наилучшим среди соперников соотношением качество/цена.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!