0

Сравнение

VIP Club

AV-ресиверы $230-320

Автор статьи: Бабахов Сергей
24.10.2004 7818 0

Тест AV-ресиверов (ценовая категории $250)

Секрет названия прост: любой из участников нашего теста стоит столько же, сколько не так давно нужно было выложить за стереофонический усилитель. Вот и выходит, что пять каналов усиления мы покупаем по цене двух. В абсолютных цифрах получается, что за один канал в аппаратах-соискателях продавцы требуют порядка $50. А если учесть, что помимо усилителей, AV-ресиверы оснащены декодерами 5.1-звука, AM/FM-тюнером и развитыми возможностями коммутации, то цена чистой «мускульной» силы снизится еще. Хотя и это не предел - нынче за те же $300 продаются полные комплекты домашних кинотеатров с DVD. Однако стоит ли гнаться за дешевизною? Если вы предпочитаете окончательные (читай, не предусматривающие модернизацию) решения, если звучание миниатюрных пластмассовых колоночек (такими комплектуются недорогие AV-системы) вас устраивает, тогда - стоит. Но такое же право на существование имеет и другой подход - собрать систему из отдельных компонентов. Начать можно с DVD-проигрывателя или с AV-ресивера. Главные преимущества такого подхода - возможность тщательного подбора и согласования составляющих AV-комплекса. Подобрать DVD-проигрыватель к AV-ресиверу труда не составляет (плеер покупается с расчетом на правильное подключение к телевизору). Иное дело - согласовать ресивер и акустику. Здесь возможны варианты, учитывающие как объективные характеристики (объем помещения, тональные особенности, цена), так и субъективные факторы или пристрастия (любовь к напольным или, наоборот, полочным АС, стремление слушать записи в форматах SACD/DVD-Audio и пр.). Не случайно в этом же номере журнала опубликован тест сателлитных наборов 5.1-акустики для домашнего кинотеатра (см. материал «На волне акустических эффектов»). Дабы не стеснять свободу выбора, прямых рекомендаций мы не даем, однако надеемся, что параллельный тест АС послужит информацией к размышлению для тех, кто избрал компонентный подход к созданию своего домашнего кинотеатра.
Между прочим, производители идут навстречу энтузиастам - цены на AV-продукцию снижаются. Еще полтора года назад выбор Dolby Digital/DTS-ресивера за $300 был почти безальтернативным: в тесте «Дневной киносеанс» фигурировали всего два соискателя с полным набором декодеров. Сейчас их уже семь, и - очень показательный момент! - на рынок недорогих ресиверов выходят фирмы, которые добиваются успеха не числом (снижением себестоимости за счет увеличения объемов производства), но умением сделать продуманную и качественную вещь за относительно невысокую цену. На какие компромиссы пришлось им пойти? Ведь вопрос стоимости ключевой в этом секторе рынка. Нам представилась возможность проследить, как за последние 18 месяцев видоизменились модели от основных производителей.
Что потребитель вправе ожидать от AV-ресивера за $200-300? Он должен быть оснащен декодерами Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и DTS (форматы Dolby Digital EX и DTS-ES мы считаем прерогативой более дорогих аппаратов), пятью каналами усиления одинаковой мощности, хотя бы одним коаксиальным и оптическим входом цифрового сигнала, 5.1-входом (для подключения SACD/DVD-Audio-плейера), выходом на наушники. Не столь значительной мы считаем возможность коммутировать сигнал S-video (в последнее время она потеряла актуальность) и озвучивать второе помещение. Хорошо, если пульт ДУ умеет командовать другими устройствами, но для проведения оперативной настройки AV-ресивера важнее его эргономичность.

Методика тестирования

Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты
АЧХ НЧ- и ВЧ-тембры

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Чтобы читателю было легче ориентироваться в материале сравнительного теста AV-ресиверов, мы приводим основные положения, которые заложены в методику испытаний. Выбираются модели одной ценовой категории и сравниваются по итогам лабораторных измерений и субъективных впечатлений. Затем результаты анализируются и обобщаются. Задача - оценить качество звучания, функциональное оснащение, совершенство конструкции и удобство управления каждой модели по пятибалльной шкале. На основе промежуточных оценок выводится S&V-эффект - итоговый результат, эквивалентный эффективности покупки по критерию качество/цена. В таблице, которая приводится в заключительной части теста, содержатся как паспортные данные по каждому аппарату, так и данные лабораторных измерений. Характерный пример (см. таблицу) - разночтения по выходной мощности усилителей. Существует масса способов и методик измерения мощности, причем каждый производитель вправе использовать свой подход, и у читателя может сложиться некорректное представление о рейтинге моделей по этому параметру. Мы даем собственные результаты измерений, чтобы привести участников «к единому знаменателю». Для оценки мощности мы приводим значение, которое получено при работе двух или пяти (оговаривается) каналов в полной полосе частот 20-20000 Гц на 8-омной нагрузке с ограничением гармонических искажений (коэффициент нелинейных искажений на уровне 0,7%; такой порог КНИ принят для Hi-Fi-аппаратуры). Поскольку эта величина мощности достаточно высокая и не отвечает основным режимам эксплуатации, дополнительно приводится уровень КНИ, который характерен для рабочих режимов (при половинной мощности). Похожая ситуация - с полосой воспроизводимых частот. Когда разработчик формально указывает «20-20000 Гц», нужно уточнить: по какому уровню равномерности? Например, по уровню -3 дБ полоса частот может расшириться (10-100000 Гц), а по уровню -0,5 дБ сужается до 30-40000 Гц. Далеко не все разработчики приводят данные по коэффициенту демпфирования, который характеризует стойкость выходного каскада усилителя к изменению сопротивления нагрузки. Импеданс акустической системы меняется от частоты; при номинальном сопротивлении 8 Ом диапазон между минимальным и максимальным значениями может составить 3-50 Ом. Чем больше коэффициент демпфирования, тем универсальней усилитель в отношении подключаемой акустики (как правило, для Hi-Fi-аппаратуры нижний порог составляет 40-60 единиц). Все перечисленные моменты исключительно важны, если вы с пиететом относитесь к двухканальной Hi-Fi-стереофонии и собираетесь использовать AV-ресивер для прослушивания музыки с компакт-дисков. Здесь надо упомянуть еще один важный параметр: уровень разделения аудиоинформации по каналам. В AV-ресивере есть две возможности подключения CD- или DVD-проигрывателя для прослушивания стереозвука: по аналоговым (используется встроенный преобразователь плейера) или по цифровым входам (используется РСМ-декодер AV-ресивера). Чем больше разделение и меньше его разброс, тем лучше. Например, если по аналоговому входу разделение составляет -50±5 дБ, а по цифре - 70±1 дБ, то однозначно надо использовать цифровую шину. Поскольку AV-ресивер в основном предназначен для работы в составе домашнего кинотеатра, его оснащают многоканальным усилителем (минимум - 5 каналов) и встроенными декодерами Dolby Pro Logic, Dolby Digital и DTS, которые восстанавливают 5.1-аудиоинформацию из цифрового потока (звуковая дорожка на DVD-Video закодирована со сжатием). Здесь, кроме сугубо мощностных параметров, повышается роль схемно-технических решений, от которых зависит степень разделения мультиканальной информации. Для одновременной работы пяти каналов требуется мощный блок питания. Энергетический потенциал аппарата можно оценить по параметру Headroom Power; хорошо, если запас динамической мощности составляет 1,5-3,0 дБ. С другой стороны, цифровые усилители могут работать практически совсем без запаса мощности.
Возвращаясь к оценке качества 5.1-декодирования, еще раз отметим, что высокий уровень разделения аудиоинформации (минимальные взаимопроникновения звука из канала в канал) и симметрия этой характеристики обещают наилучшее воспроизведение при правильном размещении колонок в комнате прослушивания. Типичные значения по глубине разделения составляют 50-70 дБ, а возможный разброс - 1-10 дБ. Ясно, что сочетание 70±1 дБ гораздо лучше, чем 50±10 дБ. На наш взгляд, при декодировании цифровых треков Dolby Digital и DTS от AV-ресивера в нижней ценовой категории можно требовать типичного разделения по каналам на уровне 55±2 дБ; если первая цифра больше, а вторая меньше, - перед вами достойный аппарат. Если вы нацелены использовать проигрыватель, воспроизводящий многоканальные записи музыки в форматах DVD-Audio и SACD-Multichannel, помните: единственная возможность подключить такой плейер к AV-ресиверу - использование аналогового 5.1-входа. Здесь особенно важны симметрия и глубина разделения каналов. Желательно, чтобы эти параметры укладывались в коридор 65-70±1-2 дБ (на диаграмме это выглядит как ровный круг).
Для иллюстрации результатов измерений в данном тесте мы даем три графика: амплитудно-частотная характеристика (АЧХ дополнена НЧ/ВЧ-коррекцией, регуляторы тембра в максимальных положениях), зависимость коэффициента нелинейных искажений от частоты сигнала и выходной мощности, картина разделения многоканального звука для Dolby Digital, DTS и 5.1-входа. Желательно, чтобы АЧХ без коррекции тембров была ровной и простиралась широко (от 10 Гц до 100 кГц); трехмерная картина КНИ должна походить на гладкое плато с одновременным подъемом в области максимальной мощности; качественное разделение каналов - ровные круги как можно большего диаметра.

ВВК Electronics AV220


Мощность 6x110 Вт (6 Ом, 0,1% THD). Декодеры Dolby Pro Logic/Dolby Digital/DTS; система экранных меню. Коммутация: оптический и три коаксиальных входа цифрового сигнала, четыре AV-входа с управлением сигналом S-video, вход/выход 5.1, выход стереосигнала, дополнительный вход 5.1 (многоштырьковое гнездо), два микрофонных входа, винтовые клеммы для подключения всех АС; две неотключаемые розетки. Масса/габариты: 12,5 кг/430х170х425 мм.
Ориентировочная цена: $250
Достоинства: экранные меню, система караоке на два микрофона
Недостатки: отсутствует тюнер, сильная неравномерность АЧХ
S&V-эффект: * * *

Аппарат самый объемистый и тяжелый в тесте (трансформатор тороидальный!). Он имеет алюминиевую переднюю панель, а симметрично расположенные поворотные рукоятки вкупе с выемкой, отделяющей нижнюю рабочую зону, придают ему сходство с техникой, которая стоит в несколько раз дороже. Перед нами, по сути дела, двухблочная машина: вынув перемычки на задней панели, можно получить 5.1-вход/выход, то есть использовать AV220 как процессор или, наоборот, как шестиканальный (!) усилитель мощности. Сетевой выключатель расположен сзади (намек на то, что аппарат целесообразно оставлять в ждущем режиме, дабы он оставался прогретым), рядом находятся мощные винтовые клеммы для подключения акустики и гнездо для нестандартного многоштырькового разъема, представляющее собой дополнительный 5.1-вход. Наличествует экранное меню, но инсталляцию можно провести без подключения усилителя к телевизору - вся информация выводится на дисплей. Задержка измеряется в миллисекундах, что несколько затрудняет настройку. Предусмотрена возможность автоматического включения и отключения, есть множество регулировок для караоке на два микрофона. Пульт красивый, но его эргономичность под вопросом: кнопок слишком много, функции дублируются, работать с экранными меню трудно. Из-за конструктивных недоработок (см. техкомментарий) рекомендовать аппарат аудиофилу мы бы не решились. По достоинству его оценят, в первую очередь, любители домашнего кино, караоке и современной электронной музыки.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

При выключенных тембрах аппарат имеет АЧХ с прогибом (-5 дБ) на средних частотах, что, по нашему мнению, подойдет для недорогой акустики. Выведение НЧ/ВЧ-тембров в плюс приблизительно на 50% приводит к корректировке АЧХ. Выходной мощности (92 Вт при КНИ 0,7%) более чем достаточно для домашнего использования. Демпфирование усилителя низкое (около 36 единиц): имеет смысл подбирать АС со стабильным импедансом. При прослушивании CD искажения в рабочей части диапазона составляют 0,07% - показатель далеко не лучший, но не критичный по абсолютной величине. По разделению каналов при декодировании и по 5.1-входу (в среднем 52 дБ) аппарат отстает от конкурентов.

JVC RX-5032VSL


Мощность 5x100 Вт (1 кГц, 8 Ом, 0,8% THD). Декодеры: Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS. Трехдиапазонный (ДВ/CB/FM) тюнер с RDS, аттенюатор LFE-сигнала, Коммутация: два AV-входа с управлением композитным сигналом и два аудиовхода (по одному со сквозным каналом, оптический и коаксиальный входы цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, пружинные клеммы для подключения всех АС. Масса/габариты: 8,8 кг/435х147х416 мм.
Ориентировочная цена: $230
Достоинства: множество регулируемых параметров, классный приемник
Недостатки: отсутствует аналоговый 5.1-вход
S&V-эффект: * * * *

Центром притяжения - во всех смыслах - является большое окно люминесцентного дисплея. Вокруг него группируются органы управления, многочисленные и разнообразные. Дело в том, что первоначальные настройки, не требующие оценки на слух, доступны только с передней панели. Их немало: помимо обязательных, предусмотрена возможность изменить частоту раздела между сабвуфером и сателлитами (пять ступеней от 80 до 200 Гц), а также уменьшить на 10 дБ уровень в канале LFE - посредством поворотного переключателя Multi Jog, которого у предыдущих моделей (RX-5022 и RX-6012) не было. Впрочем, новинка настройку не упрощает - алгоритм стал менее интуитивным. Так же можно охарактеризовать и пульт ДУ. Оставшись системным, он управляет телевизором, ВМ и приемником кабельного телевидения от JVC, но не DVD-проигрывателем. Разработчики рассчитали его на работу со всей линейкой фирменных АУ-ресиверов, поэтом) он перегружен кнопками, часть которых не задействуется. Рекомендуем этот аппарат кинотеатралу или любителю музыки из тех, кто не планирует приобретать SACD/DVD-Audio-проигрыватель с шестиканальным выходом (5.1-входа нет). Отметим, что модель - самая доступная по цене в нынешнем тесте. Благодаря внушительной мощности аппарат «раскачает» полнодиапазонные колонки (но от АС требуется высокая стабильность импеданса!) и сработается практически с любой из 5.1-систем «сателлиты/сабвуфер» (см., например, материал SACD/ «На волне звуковых эффектов») - соответствующие регулировки предусмотрены.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

АЧХ в звуковой области обладает хорошей линейностью. Регуляторы тембров аналоговые, без ограничения полосы. Выходная мощность высокая (104 Вт при КНИ 0,7%). В рабочей зоне мощностей и частот нелинейные искажения крайне малы (0,003%) - первое место в тесте. Поскольку демпфирование невысокое (37 единиц), аппарат лоялен к акустике со стабильным импедансом. Разделение каналов хорошее и практически одинаковое для всех каналов, что важно для корректной передачи звуковых эффектов. CD-плейер лучше подключать по аналоговому входу - меньше межканальных проникновений. Параметры FM-тюнера превосходные - редкое сочетание высокой чувствительности и избирательности.


Kenwood KRF-V5070D


Мощность 5x100 Вт (1 кГц, 6 Ом, 0,8% THD). Декодеры: Dolby Pro Logic Il/Dolby Digital/DTS. AM/FM-тюнер с RDS. Коммутация: три AV-входа (один «сквозной») с управлением композитным сигналом и три аудиовхода (в том числе Phono и «сквозной» MD/Таре), вход 5.1, оптический и два коаксиальных входа цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, пружинные клеммы для подключения всех АС. Масса/габариты: 8,5 кг/440х143х303 мм.
Ориентировочная цена: $270
Достоинства: наличие Phono-входа и системы Active EQ
Недостатки: медленно реагирует на команды с пульта
S&V-эффект: * * * *

Стремясь уменьшить число кнопок на передней панели, разработчики разместили на ней три поворотных регулятора. Один из них - Multi Control управляет, главным образом, инсталляцией. Здесь сосредоточены: выбор типа громкоговорителей (предусмотрены даже специальные установки для трех комплектов акустики Kenwood), регулирование громкости и задержек по каждому каналу (учитываются расстояния не только до тыловых, но и до фронтальных АС, что повышает точность настройки). Есть возможность привести уровень сигнала на любом аналоговом входе к одному «знаменателю» (трехступенчатый аттенюатор). Все перечисленное, исключая регулятор Multi Jog, присуще и старенькой модели V4550D. Однако есть у 5070-го и новые возможности: DTS-декодер, отдельный 5.1-вход (у 4550-го он совмещен с аналоговым входом DVD), система Active EQ (ее главное достоинство - способность оптимизировать звучание DD/DTS-саундтреков, рассчитанных на воспроизведение в большом кинозале), ЦАП 24 бита/96 кГц и несколько мониторных режимов, облегчающих перезапись цифровой информации на аналоговый носитель. Пульт ДУ- системный, управляет DVD- или CD-проигрывателем, кассетной декой и MD-рекордером Kenwood при условии, что они соединены с ресивером по системной шине (возможно, поэтому ресивер неспешно реагирует на команды). Идеально модель подойдет кинотеатралу-меломану - владельцу виниловой вертушки, мечтающему приобрести DVD-проигрыватель, который читает эксклюзивные формата, и качественный комплект акустики, желательно с мощным сабвуфером.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

АЧХ имеет спад в НЧ-области и выше 20 кГц (используйте систему сателлиты/активный сабвуфер). При выборе конкретной АС можно забыть о технических требованиях, т.к. усилитель дает по 92 Вт на канал, имеет коэффициент демпфирования 90 единиц и допускает подключение 6-омной нагрузки. Регулировка НЧ/ВЧ-тембров цифровая (полоса ограничена сверху 24 кГц). Треки DD и DTS декодируются с хорошим по глубине разделением каналов; по 5.1-входу есть разброс проникновения во фронтальных каналах и рекордное разделение для тыловых (-80 дБ). Средняя избирательность FM-тюнера компенсируется высокой чувствительностью (прием осложнится в условиях промышленных помех).


Panasonic SA-HE75E


Мощность 5x100 (6 Ом 0,07 THD). Декодеры: Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS. AM/FM-тюнер с RDS. Коммутация: четыре AV-входа (один «сквозной», один на передней панели) с управлением композитным сигналом и два аудиовхода один «сквозной»), вход 5.1, совмещенный с аналоговым входом DVD, коаксиальный и два оптических входа цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, пружинные клеммы для подключения всех АС. Масса/габариты: 9,1 кг/430х 158x367 мм.
Ориентировочная цена: $300
Достоинства: AV-вход на передней панели, режим помощи
Недостатки: несимметричные характеристики декодеров
S&V-эффект: * * *

Аппарат легко принять за топ-модель в линейке AV-ресиверов Panasonic (SA-HE200): переднюю панель отличает узкая вставка-окно люминесцентного дисплея с «посадочным местом» для органов управления основными функциями. Первоначальная настройка проводится с передней панели, однако вход в этот режим столь искусно замаскирован, что без инструкции его не найти. Процедура инсталляции организована прекрасно - производится быстро, но при этом достигается высокая точность настройки (в частности, благодаря малому шагу регулировки расстояния от слушателя до АС и возможности изменить частоту «раздела» сабвуфер/сателлиты). Возможные затруднения моментально устранит режим помощи (Help): по нажатии соответствующей кнопки на дисплее бегущей строкой высвечивается подсказка. Цифровой вход можно «привязать» к любому аналоговому, его приоритет задается отдельной кнопкой и индицируется светодиодом на передней панели. По сравнению с предыдущей моделью (Panasonic SA-HE90) коммутационные возможности заужены (нет управления сигналом S-video, сокращено число цифровых входов). Основные характеристики остались на прежнем уровне (см. техкомментарий). Пульт ДУ практически не изменился: он по-прежнему способен управлять DVD-плейером и телевизором Panasonic. Кнопки расположены не очень удачно: под большим пальцем оказывается крест для работы в меню DVD-плейера. Требовательный к акустике ресивер хорош в качестве стереоусилителя, но лучше всего уживется с 5.1-системой «сателлиты/сабвуфер».
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Плавный спад АЧХ на низких не оказывает существенного влияния на воспроизведение басовых составляющих. Коррекция НЧ/ВЧ-тембров выполнена цифровым способом (полоса ограничена сверху); при активизации тембра в результирующей АЧХ появляются перепады уровня (1 дБ). Нелинейные искажения и интермодуляция малы (0,07%), но достигают уровня -40 дБ по отношению к сигналу, что может отразиться на качестве воспроизведения некоторых музыкальных фрагментов. По качеству разделения каналов DD/DTS-декодеры и аналоговый 5.1-вход замыкают тест. Для прослушивания стереозаписей CD-плейер лучше подключать по цифре: почти идеальное разделение каналов (лучшее в тесте).


Pioneer VSX-D512


Мощность 5x80 Вт (1 кГц, 8 Ом, 1% THD). Декодеры: Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS (виртуальный 6.1-режим). AM/FM-тюнер с RDS. Коммутация: три AV-входа (один «сквозной») с управлением композитным сигналом и два аудиовхода (один «сквозной»), вход 5.1, совмещенный с аналоговым входом DVD/LD, оптический и два коаксиальных входа цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, пружинные клеммы для подключения всех АС. Масса/габариты: 9,0 кг/420х158x393 мм.
Ориентировочная цена: $300
Достоинства: отличный звук в многоканальных режимах
Недостатки: сложный алгоритм первоначальной настройки
S&V-эффект: * * * * *

При проектировании передней панели разработчики взяли верх над дизайнерами: несимметрично заполненная, она оказалась очень функциональной - благодаря контрастным надписям нужные кнопки отыскиваются без труда. Менее удачен алгоритм инсталляции: в упрощенном варианте (Quick Setup) возможна только приблизительная настройка, а полный - чересчур трудоемок (некоторым опциям даны неочевидные обозначения). Не поленитесь разобраться! Это окупится, поскольку аппарат оснащен множеством полезных регулировок: можно изменить частоту раздела между сабвуфером и сателлитами (100, 150 или 200 Гц), задействовать LFE-аттенюатор, учесть расстояние от зрительского места до фронтальных и тыловых АС, «обойти» регуляторы тембров при прослушивании стереозаписей, переназначить цифровые входы, запросто прослушать запись, сделанную в режиме Dual Mono. Из DSP-режимов отметим Movie, Music и Expanded с опцией регулирования глубины эффекта, а так-же возможность получить виртуальный тыловой центр (для 6.1-треков). Каждому пресету тюнера можно присвоить название из четырех символов, а при неуверенном приеме FM-станции перейти в монорежим. Пульт ДУ командует DVD-проигрывателем от Pioneer, при этом «крест» переключается на работу с меню диска. Деление на рабочие зоны - неявное, кнопки - маленькие и тесно расположены, зато есть прямой доступ к регулированию громкости по каналам. Перед нами - универсальный во всех отношениях аппарат с кинотеатральным уклоном, рассчитанный на работу практически с любой акустикой.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Аппарат имеет ровную АЧХ. Стабильность в НЧ-области способствует корректности воспроизведения баса. Коэффициент демпфирования самый высокий в тесте. Выходная мощность 92 Вт обеспечит динамичное звучание любой АС, а низкий коэффициент нелинейных искажений - Hi-Fi-точность звуковой картины. Регулировка тембров аналоговая, частотная полоса не ограничивается. Разделение каналов при декодировании DD и DTS отличное: диаграмма - практически ровный круг (среднее значение 60 дБ). Аналоговый 5.1-вход имеет еще более высокие показатели (72 дБ): аппарат готов к работе с DVD-Audio и SACD-Multichannel. CD-плейер лучше подключать к L/R-разъемам 5.1-входа.

Sony STR-DE595


Мощность 5x100 Вт (1 кГц, 8 Ом, 0,7% THD). Декодеры: Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS. AM/FM-тюнер с RDS. Коммутация: три AV-входа (один «сквозной») с управлением композитным сигналом и два аудиовхода (один «сквозной»), вход 5.1, коаксиальный и два оптических входа цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, пружинные клеммы для подключения всех АС. Масса/габариты: 7,5 кг/430х145x298 мм.
Ориентировочная цена: $280
Достоинства: отличное декодирование многоканального звука, системный пульт ДУ
Недостатки: несимметричные характеристики 5.1-входа
S&V-эффект: * * * *

Треугольная в сечении выемка на передней панели служит рабочей зоной для органов настройки. Решение настолько эргономичное, что инсталляцию хочется провести с фасада ресивера, не заглядывая в руководство. Это вдвойне ценно, т.к. инструкция составлена небрежно. Напротив, алгоритм инсталляции продуман до мелочей; многое в нем способствует повышению точности настройки. В частности, расстояние от АС до слушателя выбирается с малым шагом (10 см - как у High End-аппаратуры), учитывается высота размещения тыловых колонок; специальный тестовый сигнал предусмотрен для сабвуфера, а уровень для остальных АС выставляется по узкополосному шуму с центральной частотой 800 Гц (по нему легче оценить громкость). Можно озвучить стереосигналом второе помещение, напрямую ввести в тюнер частоту, а также задать имя из восьми знаков как для станции, так и для источника сигнала. Фирменные DSP-режимы позволяют воссоздать в гостиной акустическую атмосферу голливудских павильонов звукозаписи, при, этом глубину эффекта можно корректировать. Удлиненный полнофункциональный пульт ДУ способен управлять тринадцатью (!) компонентами Sony. На нем - ни одной лишней кнопки; те, что используются чаще всего, расположены в самых доступных местах. Аппарат прекрасно справится с любой по сложности CD- и DVD-Video-записью, кроме, пожалуй, шестиканальных SACD и DVD-Audio (см. техкомментарий). По сравнению с моделью STR-DE375 (см. тест в №6, 2003), не имевшей декодеров 5.1-канального звука, ресивер DE595 - настоящий прорыв.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Аппарат - лидер теста по ширине частотного охвата и линейности АЧХ (важно для Hi-Fi-стерео). Тембральная коррекция цифровая, с ограничением после 24 кГц. Нелинейные искажения крайне малы во всем диапазоне частот и мощностей. Наибольшая в тесте выходная мощность (при КНИ 0,7%) 106 Вт и хорошее демпфирование (64 единицы) обеспечивают легкое согласование с любыми 8-омными AC. DD- и DTS-декодеры дают превосходное разделение каналов по глубине и симметрии; аналоговый 5.1-вход характеризуется высокой неравномерностью. CD-плейер лучше подключать по цифровому входу. FM-тюнер обладает отличной чувствительностью и хорошей избирательностью.


Yamaha RX-V340RDS


Мощность 5x75 Вт (1 кГц, 6 Ом, 1% THD). Декодеры: Dolby Pro Logic/Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS/Dolby Digital EX/DTS-ES Matrix. AM/FM-тюнер с RDS. Коммутация: четыре AV-входа (один «сквозной») с управлением композитным сигналом и два аудиовхода (один «сквозной»), вход 5.1, коаксиальный и оптический входы цифрового сигнала, выход на наушники на передней панели, винтовые клеммы для стереопары (комплект А), пружинные - для остальных АС, возможность подключить второй комплект акустики. Масса/габариты: 8,0 кг/435х151x322 мм.
Ориентировочная цена: $320
Достоинства: отличное оснащение декодерами, включая 6.1-версии
Недостатки: высокая цена
S&V-эффект: * * * *

Налицо фамильные черты: декоративные борозды на передней панели и флуоресцентный дисплей с показаниями янтарного цвета. Четкого разделения на рабочие зоны нет, так как основным управляющим центром разработчики считают полнофункциональный пульт ДУ - первоначальная установка возможна только с него. Алгоритм не назовешь интуитивным, но разобраться в нем поможет грамотно составленная инструкция. Много внимания уделено повышению точности настроек: учитывается размер помещения, шаг изменения дистанции от колонок до слушателя составляет 10 см (!). Громкость по каналам можно настраивать двояко: по обычному алгоритму или через базовый уровень (за него принята громкость левой фронтальной АС, уровни на остальных выставляются посредством регулировок баланса). Цифровые входы - переназначаемые; можно подвести стереосигнал ко второму комплекту акустики. По числу декодеров аппарат превосходит всех участников теста. Он рассчитан на декодирование даже 6.1-саундтреков (DD ЕХ или DTS-ES Matrix) через пять колонок: информация для тылового центра распознается и подмешивается в сигнал тыловых АС. Пульт ДУ «прочитывается» на редкость легко, поскольку на нем минимум кнопок (он командует только ресивером). Благодаря «талии» ПДУ хорошо лежит в руке, при этом все кнопки оказываются в пределах досягаемости большого пальца. За такие деньги Yamaha - хороший подарок владельцу системы «пять сателлитов и сабвуфер», желающему ощутить преимущества 6.1-звука.
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ
от мощности и частоты

Рис. 3. Разделение каналов по сигналам
со встроенных декодеров и с 5.1-входа

АЧХ линейна вплоть до 100 кГц при крайне малой неравномерности (0,2 дБ на 10 кГц). Регулировка тембров аналоговая (полоса неограниченна). Хорошие показатели по выходной мощности (68 Вт) и приличный коэффициент демпфирования (54 единицы) не ограничивают потребителя в выборе АС. Многоканальный сигнал имеет отличное разделение по каналам для декодеров DD и DTS и несколько худшие показатели для аналогового 5.1-входа. CD-плейер лучше подключать по цифровому входу, который имеет очень хорошие показатели (глубокое разделение). FM-тюнер прекрасно проработан: высокая избирательность помогает отстроиться от индустриальных помех, а хорошая чувствительность выручит за городом.


ВВК AV220
JVC RX-5032VSL
Kenwood KRF-V5070D
Panasonic SA-HE75E
Pioneer VSX-D512
Внимательный взгляд на задние панели - и становятся очевидны приоритеты разработчиков. Например, усилитель ВВК создавался как управляющий/коммутационный центр разветвленной AV-системы. Он управляет сигналом S-Video, имеет четыре цифровых входа, винтовые клеммы для всех АС (у остальных участников теста, за исключением Yamaha, они пружинные) и две неотключаемые розетки. Здесь легко отделить блок AV-процессора от усилителя мощности (он - шестиканальный, можно подключить пассивный сабвуфер).
Sony STR-DE595
Полный его антипод - AV-ресивер от JVC. У него самый скромный набор разъемов - два цифровых входа; 5.1-вход отсутствует. Yamaha впереди него на полкорпуса: клеммы для подключения стереопары - винтовые, наличествует 5.1-вход. Этот ресивер, как и Sony, способен озвучить стереосигналом второе помещение. Однако у Sony, как и у Panasonic, три цифровых входа, из них два - оптические (им фирма традиционно отдает предпочтение).
Yamaha RX-V340RDS
Другие особенности Panasonic - пружинные клеммы для тыловых и центральной АС, рассчитанные на кабель малого диаметра (прямой намек потребителю - покупай систему «сателлиты/сабвуфер»), вентилятор (включается только при работе на больших громкостях, поэтому его шум не заметен) и вход 5.1, совмещенный с аналоговым входом DVD. Так же организован вход 5.1 у ресивера Pioneer. Разработчики этого аппарата питают слабость к коаксиальным цифровым входам, что роднит их с инженерами от Kenwood. Однако Phono-входом для подключения виниловой «вертушки» оснащает свои недорогие ресиверы только Kenwood.


S&V-совет

Если сравнивать новые аппараты с моделями полуторагодичной давности, то самый заметный рывок сделала фирма Sony, однако он позволил ей лишь догнать, но не перегнать конкурентов (старая модель не имела декодеров звука 5.1). Наверстал упущенное в прошлом тесте и Kenwood, оснастив свой аппарат DTS-декодером. Модель JVC КХ-6012, год назад завоевав титул победителя, предпочла почивать на лаврах, а Panasonic даже несколько сдал позиции... Как на этом фоне выступили «новички»? Подводим итоги.

Звучание

AV-усилитель ВВК с энтузиазмом воспроизводит кинозвук и электронную музыку, но Hi-Fi-записи вокальных партий ему лучше не поручать: сказывается прогиб АЧХ на средних частотах. Работая в домашнем кинотеатре, он, как и Panasonic, предпочитает масштабные эффекты четко локализованным. Впрочем, по части стереозвука модель от Panasonic - в числе лидеров. Отлично сбалансированную звуковую картину при воспроизведении DD/DTS-звука рисует новый AV-ресивер от JVC, однако по степени локализации его превосходят Sony и Yamaha. По совокупному критерию качества звучания во всех режимах (в том числе и с 5.1-входа) в лидеры вырвался аппарат от Pioneer. Его не поставят в тупик даже записи DVD-Audio и SACD-Multichannel.

Конструкция

Шесть соискателей - AV-ресиверы (5 усилителей, встроенные декодеры многоканального звука и AM/FM-приемник), а ВВК AV220 - AV-усилитель (6 каналов усиления и декодеры, а взамен тюнера предлагаются широкие коммутационные возможности). Также у ВВК, единственного в тесте, цельнометаллический корпус и винтовые клеммы для подключения всех АС. По последнему параметру наиболее близок к нему ресивер Yamaha, имеющий винтовые клеммы для стереопары. Он, как и AV-ресивер Sony, может озвучить стереосигналом второе помещение. Аппарат от JVC лишен аналогового 5.1-входа, поэтому не рассчитан на воспроизведение многоканальных SACD/DVD-Audio-записей (у него же самые скромные коммутационные возможности). AV-вход на передней панели есть только у аппарата от Panasonic. Ресивер Kenwood оборудован Phono-входом для прослушивания записей с «винила» - возможностью для аппаратуры такого класса редкой и, на наш взгляд, весьма полезной.

Функции

Приятный сюрприз преподнесла фирма ВВК любителям караоке, оснастив ресивер AV220 двумя микрофонными входами и множеством регулировок микрофонных сигналов. FM-тюнер наилучший по чувствительности и избирательности - у аппарата от JVC, а по возможностям прямо задать частоту и ввести имя станции из восьми знаков - хорош AV-ресивер от Sony. Pioneer интересен способностью создать виртуальный вариант тыловой центральной АС. Эта же возможность, но на более высоком техническом уровне, реализована в ресивере Yamaha, который оснащен даже 6.1-декодерами DD EX/DTS ES Matrix. Высокой оценки заслуживают DSP-режимы Sony и Yamaha. Нельзя не упомянуть об аппаратах, которые оснащены возможностью точно подобрать частоту «звукораздела» сателлитов и сабвуфера: JVC, Panasonic и Pioneer. Модель от Kenwood может похвастаться аттенюаторами входного сигнала для аналоговых входов, а также режимами тонкомпенсации и усиления баса; Pioneer - аттенюатором FM-сигнала.

Управление

Здесь многое зависит от эргономичности пультов ДУ и продуманности алгоритмов настройки. ПДУ от ВВК и Yamaha управляют только ресивером, между тем у Yamaha он - эталон эргономичности, а у ВВК, наоборот, неоправданно усложнен, правда, частично выручает система экранных меню (есть только у ВВК). ПДУ остальных аппаратов - системные. Примечательно, что у JVC пульт не управляет DVD-проигрывателем; ПДУ от Kenwood проявляет свои универсальные способности, только если компоненты соединены с AV-ресивером по системной шине (его неторопливая реакция на команды достойна критики). Самым разносторонним и многозадачным следует признать пульт Sony - он командует 13 компонентами; здесь же наилучшим образом организован алгоритм настройки AV-системы.

S&V-эффект

Аппараты от ВВК и Panasonic отстали от лидеров из-за скромных возможностей встроенных декодеров многоканального звука. По-настоящему хороший звук в театре и в стерео дает JVC, но модель оказалась недостаточно экипированной в функциональном плане. AV-ресивер от Kenwood предпочитает партнерство с мощным сабвуфером, что достойно критики. Призы симпатий получили модель от Sony - за общую продуманность конструкции, и Yamaha - за передовые решения, олицетворяемые наличием 6.1-декодеров DD EX и DTS-ES и возможностью прослушать 6.1-саундтреки через пять АС. Победителем стал хорошо оснащенный AV-ресивер Pioneer: за умеренные деньги здесь удалось добиться универсальности, которая позволяет рекомендовать аппарат как любителям кино, так и меломанам.


Звук Сборка Функции Упр-ние Цена, $ S&V-
эффект
ВВК
AV220
** **** **** *** 250 ***
JVC
RX- 5032VSL
**** *** **** *** 230 ****
Kenwood
KRF- V5070D
**** ***** **** *** 270 ****
Panasonic
SA- HE75E
*** **** **** *** 300 ***
Pioneer
VSX- D512
***** **** **** **** 300 *****
Sony
STR- DE595
**** **** **** ***** 280 ****
Yamaha
RX- V340RDS
**** **** ***** **** 320 ****


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!