0

Сравнение

VIP Club

Винилизм High End Audio как высшая ступень эволюции материального мира. Часть 2-я

Автор статьи: Карпунин Денис
21.10.2010 4601 0
Процесс и результат
В первой части этого цикла мы с вами задумались: что важнее — процесс или результат?Материальный мир нас подгоняет и пытается убедить в том, что результат — всё, а человеческая природа тянет назад.
Электронные часы показывают точное время, хорошо сидят на руке, легки и надежны в работе. У них есть один недостаток — они непопулярны. В них есть нечто скучное, неживое. Есть результат, но нет процесса, завлекательного и загадочного. Один взгляд на хорошие механические часы и вы уже чувствуете их прелесть. Почитав в журналах о рубинах, шестеренках и многовековых традициях, а может и воочию наблюдая процесс сборки, вы проникнетесь уважением к их создателям.
Проигрыватель грампластинок — такое же механическое чудо. В нем используются достойные Кулибина и Леонардо инструменты мысли, в списке материалов блистают алмазы, сапфиры, рубины, твердые как титан сплавы. Процесс вращения пластинки оказывается не только сложным, но и чудесным, как часы "Павлин" в Эрмитаже.
Все это о процессе, так сказать. А результат? Тот, кто имел возможность хоть раз сравнить звучание грампластинки и компакт-диска в хорошей аудиосистеме, не задает таких вопросов. Старый добрый черный диск и блестящий пластик разделяет пропасть. Цифровая запись косноязычна и плохо излагает музыкальную мысль. Проигрыватели пластинок рождают тома ноосферы, трактаты винилизма и нематериальных представлений о звуке.
Появившийся в 1981 году компакт-диск в 10-х годах XXI века воспринимается как устаревшая технология. Он непопулярен, но он есть, служит свою службу как клерк в офисе и не претендует на совершенство, как когда-то во время своего появления. Аналоговая грамзапись и проигрыватели грампластинок также не воспринимаются сейчас как передовая технология, но они — символ шика. Символ принадлежности владельца. Принадлежности к тем, кто в состоянии сделать выбор материального предмета без оглядки на его утилитарность.
Чтобы понять почему он — проигрыватель винила — такой, какой он есть, заглянем в его причудливый мир. В блеск черных канавок, в щеточки мотора, в желоб с минеральным маслом, стальную броню машинного отделения. Начнем ab ovo.

Пластинка
То, что нас интересует на пластинке — музыка — записано механическим способом в виде спиральной V-образной канавки, путь которой лежит от края пластинки к центру. Склоны канавки волнисты, колебания волн в точности соответствуют колебаниям звукового сигнала, который должен из них родится. Запись — двухканальное стерео, два склона канавки приютили соответственно левый и правый канал фонограммы. Канавка — настоящий микромир, даже микрокосмос, поскольку размеры ямок и бугров канавки могут быть в тысячи раз меньше диаметра человеческого волоса!

Привод
От привода требуется вращать пластинку с назначенной скоростью (33 и 1/3 оборота в минуту, например). Не отклоняясь ни на шаг от заданного значения, не внося шума, рокота и вибраций. Всего-навсего это и еще кое-что...
Поскольку начать построение привода следует с двигателя, то оптимальным вариантом оказываются синхронные двигатели переменного тока. На практике частота вращения у них не зависит от напряжения в сети (представьте себе, чтобы было, если бы скорость вращения пластинки менялась при изменении этого напряжения), она следит за частотой напряжения (50 Гц). Есть много способов передать вращение диска дальше, на диск. Зубчатые передачи под сомнением, обрезиненный ролик слишком быстро изнашивается, прямой привод (когда диск надевается непосредственно на валу двигателя) чреват мелкими "гуляньями" частоты вращения, которые неприятны на слух. В итоге практически все современные производители выбрали ременный привод. На вал двигателя насаживается шкив, на него надевается эластичный пассик (привод хоть и ременный, но не в буквальном смысле), который передает вращение либо на внешнюю окружность диска, на котором лежит пластинка, либо на маховик (суб-диск под основным диском). Второй вариант (двухступенчатая передача) применяется для менее тихоходных двигателей. Пассик делается из специальной резины или же пластика, иногда из шелковой, иногда из синтетической нити (наподобие нитки для чистки зубов) или ленты. Способность пассика в малых пределах сжиматься-растягиваться служит своеобразным механическим барьером на пути паразитных вибраций от двигателя к диску.
Много-много лет диск, на котором лежит пластинка, штамповали из тонкого листа металла. Поскольку металлу присущ "звон", под пластинку клали мат из фетра или резины, чтобы этот звон не мог добраться до иглы. Ныне тонкие металлические диски — удел самых дешевых моделей проигрывателей. Акрил (оргстекло), винилполимеры, керамо-пластиковые композиты или массивные металлоконструкции — вот материалы сегодняшние.
Вращение диску передается пассиком, чтобы сохранить момент вращения, диск надевается на ось (из твердой стали), ось уходит в стакан (бронзовый), на дне стакана — опорный подшипник. Специальное масло (для низких оборотов) перманентно циркулирует в этой системе, обеспечивая плавность движения.
Основные конструкционные ухищрения, связанные с приводом ( разного рода мягкие амортизаторы, а увеличение массы узла двигателя) нацелены но то, чтобы не допустить попадание вибраций двигателя или других элементов кинематической схемы на иглу звукоснимателя.

Звукосниматель
Извивающиеся стенки канавки грампластинки — зона работы иглы звукоснимателя. Она должна проследить все извивы: крохотные, в доли миллиметра, ямки и выступы. Игла закреплена в иглодержателе, гибкий подвес которого обеспечивает высокоточное управление движение. Мощный порыв громкости записанного звука подбрасывает иглу как горнолыжника на ухабе, подвес не позволяет игле потерять управление. В то же время, если наступила тишина, игла должна мгновенно вернуться в "нулевое" положение, всякие задержанные дрожания и вихлянья недопустимы. Иглодержатель заканчивается генератором электродвижущей силы, точкой перехода механических колебаний в электрические. Генератор обычно скрыт в корпусе головки, поскольку состоит из мельчайших элементов, не переносящих грубого обращения. В головке типа ММ (с подвижным магнитом) — это миниатюрнейший мощный магнит в центре другого магнита-подковки, рога которого несут две катушечки из тончайшего провода (0,02 мм). ММ-головку можно изготовить с помощью станочков и приспособлений почти без ручного труда. Поэтому они дешевле. В головке типа МС (с подвижной катушкой) на конце иглодержателя закреплены катушечки тончайшего провода. Поскольку они находятся в поле постоянного магнита (то же мощного и то же маленького), движение иглы наводит в них пропорциональную электродвижущую силу. Начинает протекать переменный ток, колебания которого соответствуют извивам канавки пластинки. Ямки и бугры превратились в электрический сигнал. Механическая работа закончена, впереди только усилители электрических сигналов.
В микромире канавки лучше ориентируются иглы не с обычным острым кончиком как швейные (конические), а со сложным профилем. В сечении игла может представлять собой эллипс или же сложную многорадиусную фигуру. Делаются иглы из алмаза. (а иглодержатели из алюминия или бора в виде полой трубки. Катушки мотаются медным, серебряным или золотым проводом. Корпус головки может быть металлическим, деревянным или же пластиковым. У каждого производителя есть свои секреты).
При правильной настройке проигрывателя и должном уходе за дорожным покрытием (пластинкой) игла из натурального алмаза без последствий отъездит 2500–3000 часов работы, игла из искусственного алмаза — 500–1000 часов. Некоторые производители заявляют и большее время пробега.

Тонарм
Итак, диск у нас крутится ровно и гладко, игла наготове, осталось проследить, чтобы колебания канавки вызвали колебания иглы по строгому закону соответствия. Для этого головка звукоснимателя должна находиться в точном геометрическом положении в канавке, в идеале на всей ее длине. Чтобы игла двигалась по канавке, да еще и в определенной ориентации к ней, головку звукоснимателя закрепляют в тонарме, некоем указующем персте. (Внутри себя тонарм несет также и электрические провода, чтобы сигнал от головки отправился дальше, к усилителю). Тонарм не должен тормозить или ускорять путь головки по канавке — это вдобавок к обеспечению геометрического эквилибриума. Еще вспомним, что игла подвешена на гибком подвесе и жестко соединена с тонармом, имеющим ненулевую массу. Грузик на пружинке — резонанс обеспечен. Резонанс (когда колебания определенной частоты резко усиливаются) не должен мешать работе головки. Для этого его нужно убрать совсем или вывести за пределы звукового диапазона частот — тоже забота тонарма.
Все-таки, самая трудная задача, наверное, первая — обеспечить полную свободу перемещения иглы по канавке пластинки. Поэтому поворотный узел в основании тонарма представляет собой прецизионнейшую деталь, шедевр точной механики. Тонарм может опираться только на одну точку (стальную иглу), а может опираться на несколько подшипников.
Помимо резонансов тонарм, особенно его центральная часть, подвергается нешуточным изгибным воздействиям. В результате всех требований тонарм обычно делается из легкого жесткого материала. Чаще всего это металл — алюминий с демпфирующими полимерными слоями, магниевые сплавы, иногда даже титан. Поворотный узел и площадка для крепления головки (шелл) — всегда металлические, а вот трубка тонарма иногда бывает сделана из редких пород дерева или многих слоев углеволокна.

Все вместе
Бывает, что перечисленные части проигрывателя (тонарм с опорой, двигатель и диск) хоть и составляют единое целое в работе, механически совершенно раздельны, то есть не имеют общего корпуса. Это бескорпусный проигрыватель, как правило более сложный в настройке и более дорогой, чем обычный, корпусной, в котором все узлы так или иначе связаны с общим шасси, панелью, корпусом. Если узлы соединены с корпусом (или опорой) жестко, то такая конструкция называется жестким подвесом, если в деле задействованы пружины, то проигрыватель имеет пружинный подвес.
Недорогие проигрыватели обычно выглядят как устройство "готовое к употреблению". Привод скрыт внутри корпуса, тонарм и головка уже установлены — включил сетевой шнур в розетку и можно слушать пластинку. На следующем уровне развития привод (и корпус, если он есть), тонарм и головка существуют как разные разности, частенько сделанные разными производителями. Пугающую непосвященного задачу совместить это в работающее устройство выполнит продавец, за отдельную плату или как любезность покупателю.

А дальше?
А дальше во всех этих расчетах из сопромата, прикладной механики и электродинамики появляется человеческий фактор. Начинаются еще более любопытные события и открытия. Рождается мода и рождается легенда. О них, о легендах, мира винила, я расскажу вам в следующий раз. О самом знаменитом в мире хай-энд голландце А.-Й. ван ден Хуле. Об английском джентльмене по фамилии Ганди и его сопротивлении цифровому злу. О наследстве семьи Торенс и алмазах раджи...

продолжение...

Допускается использование статей с обязательной активной ссылкой на pult.ru

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!