0

Сравнение

VIP Club

Получите, распишитесь

24.10.2014 1664 0

Проигрыватель грампластинок Pro-Ject Signature

Появившись на свет чуть более 20 лет назад, компания Pro-Ject с самого основания развивалась исключительно собственным путём. Всю историю её развития можно рассматривать как отражение взглядов её создателя Хайнца Лихтенеггера. В то время как по планете победно шествовал компакт-диск, Хайнц учредил компанию по производству высококачественных бюджетных проигрывателей грампластинок. По словам Хайнца, сделать именно такой выбор его сподвигло недовольство звучанием имевшихся на тот момент на рынке проигрывателей компакт-дисков. В связи с этим вспоминаются слова другого «винилового гуру» — Питера Квортрупа, сказавшего, что, как только он услышал звучание компакт-диска, то сразу понял, что всех где-то и в чём-то обманули.Впрочем, да не заподозрят меня в непатриотизме, но если кого-то в Европе не устраивало качество звучания компакт-диска, то подавляющее большинство «виниловых вертушек» отечественного производства в принципе никакого отношения к Hi-Fi не то чтобы не имело, а даже и не предполагало. «Золотой петушок» (вот предтеча и одновременно шедевр среди аудиокниг, несмотря на то, что само понятие появится десятилетия спустя) не предъявлял особых требований к тракту и воспроизводился на радиолах и «комбайнах», а у меломанов той поры в красном уголке стоял «бобинник» или «кассетник». В стране тотального дефицита, в том числе и музыкального, превыше качества ценилась возможность перезаписи. В этой ситуации становится понятно, почему, начиная со второй половины девяностых, на территории России слово Pro-Ject начинает становиться синонимом понятия «качественный проигрыватель грампластинок», так же как в своё время небольшой городок в Ленинградской области дал название резиновым пляжным тапочкам. Немногочисленные конкуренты (именно в силу своей немногочисленности) оказались способны расширить ассортимент магазинов музыкальной аппаратуры, но вряд ли в какой-то мере смогли помешать экспансии новоявленной австрийской компании в сфере Hi-Fi.

Проигрыватель грампластинок Pro-Ject Signature

Технические характеристики (по данным производителя)
Масса опорного диска 10,55 кг
Эффективная длина тонарма 304,8 мм
Эффективная масса тонарма 19,5 г
Габариты 570 x 470 x 250мм
Масса 34,3 кг

Рассказывая об эволюции продукции Pro-Ject, нельзя не отметить её чрезвычайно вольную, раскованную стратегию развития. Хайнц Лихтенеггер на посту управляющего компанией оказался напрочь лишён предрассудков или конструкторских «шор». Прототипами продукции фирмы в своё время становились аппараты других производителей, да и сама компания принимала участие в разработках сторонних продуктов. И конечно, продукция компании Euro Audio Team, которую возглавляет супруга Хайнца — Жозефина, не избежала проникновения конструкторских идей, тем паче, что места сборки вертушек совпадают. Небольшой городок Литовел, впрочем, остаётся местом рождения и для вертушек других производителей, кои сам этот факт не афишируют, но и не открещиваются. Это секрет Полишинеля: в современной Европе осталось не так много заводов по выпуску проигрывателей...Однако вернёмся к Pro-Ject. Какие бы социальные резоны ни формировали стратегию развития, рано или поздно приходит понимание, что можно сделать не просто «хорошо», а «очень хорошо» — и вот тогда вполне естественным выглядит желание замахнуться на premium-сегмент.

Головка звукоснимателя Sumiko Palo Santos

Технические характеристики (по данным производителя)
Частотный диапазон, ±1,5 дБ 10 Гц – 40 кГц
Выходное напряжение (3,54 см/сек, 1 кГц) 0,5 мВ
Разделение каналов, 1 кГц >30 дБ
Разбалансировка каналов, 1 кГц <0,5 дБ
Оптимальная прижимная сила 2 г
Диапазон прижимной силы 1,8–2,2 г
Динамическая податливость 8 х 10– 6 см/дин
Внутреннее сопротивление 12 Ом
Рекомендуемое сопротивление фонокорректора 100 Ом – 1 кОм
Емкостный диапазон 100–300 пФ
Масса картриджа 8,3 г

К созданию модели Signature в компании подошли со всей серьёзностью. Материалы о планируемом выпуске просочились в прессу ещё до его фактической премьеры на CES в 2011 году, которая была приурочена к 20-летию Pro-Ject. По замыслу конструкторов, первоначально Signature должен был комплектоваться 10-дюймовым тонармом из углеволокна, но в итоге проигрыватель обзавёлся классическим «японским» алюминиевым S-образным одноопорным тонармом (явный реверанс в сторону Ikeda). Паразитные резонансы в таком тонарме поглощаются за счет высокого внутреннего демпфирования, он должен хорошо работать с MC-головками, рассчитанными на высокую прижимную силу. В нашем случае это была флагманская MC-головка звукоснимателя Palo Santos от компании Sumiko. Не могу не отметить, что использование в конструкции головки древесины бакаута, или palo santo (исп. «святое дерево») — крайне редкий случай. Это одна из самых тяжелых древесин в мире, использовавшаяся в своё время в подшипниках гребных валов и турбин электростанций. Сочетание удельного веса и прочности позволяет получить головку с заданными массо-габаритными показателями, практически лишенную резонансов и в то же время обладающую естественным, неповторимым звучанием. Производитель особо подчёркивает важность и одновременно удобство использования шелла в конструкции тонарма, что даёт возможность оперативно менять картриджи в зависимости от особенностей записи или, скажем, сообразно настроению.

В качестве моторов для проигрывателя используются двигатели переменного тока, обеспечивающие хорошую стабильность частоты вращения. Благодаря использованию специальной схемы под названием Flywheel удалось полностью устранить проблему проникновения вибраций от моторов при сохранении идеальной угловой скорости. Дополнительная система развязки опорного диска и поворотного узла тонарма с основной платформой использует три опоры из сорботана, предотвращая попадание колебаний на звукосниматель. Шум опоры диска уменьшен за счёт использования в его конструкции магнитов, разгружающих подшипник с керамическим шариком.

На момент появления первых продуктов Pro-Ject, ЖК-дисплеи были монохромными и применялись разве что в электронных часах и калькуляторах, поражая обывателя неуловимой для глаза скоростью смены сегментов. Наверное, в то время сложно было представить что-либо более нелепое, чем использование ЖК-дисплея в конструкции вымирающих как вид проигрывателей. И тем не менее, спустя каких-то пару десятков лет, многочисленные дисплеи опустились до роли вспомогательных индикаторов, а винил по достоинству занял верхнее место в аудиосистемах premium-класса. И вот флагманский проигрыватель от Pro-Ject обзаводится собственным цветным ЖК-дисплеем, словно дистанцируясь не только от младших собратьев «по крови», но и от конкурентов. По заявлению разработчика, в будущем, помимо отображения частоты вращения, он сможет отображать показатели прижимной силы, азимута и скатывающей силы.

И весь этот гимн технологическому прогрессу подключен к усилительному тракту через фонокорректор Agena валлийской компании Leema, чьи аппараты мы тестировали пару номеров назад. Agena может быть настроен для использования с шестью (!) различными картриджами, позволяя оперативно переключаться между двумя (в той версии корректора, что был у нас) подключенными тонармами. Помимо балансного аналогового выхода, корректор оборудован USB-выходом, позволяющим перегонять фонограмму в «цифру» для хранения на любом из цифровых носителей. Из вышеупомянутой опции логически вытекает обоснованность использования «спящего режима», в котором отключаются цифровые схемы и подсветка дисплея со светодиодами. Естественно, корректор традиционно оснащен ВЧ- и НЧ-фильтрами. И, нетрадиционно, SPDIF и RCA-выходами для контроля качества записи фонограммы.

Прослушивание

Задумавшись над выбором музыкального материала для тестирования Signature, я вспомнил слова Хайнца о некоем периоде его жизни и творчества, прошедшем под знаком русской музыки. Возможно, это лучший выбор, подумал я и потянулся за диском «Pictures From An Exhibition» Мусоргского в исполнении чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти. Лейбл London Records и японская родословная гарантируют, с одной стороны, наивысшее качество самого процесса сведения и записи, а с другой — совершенное с технической точки зрения воплощение этой самой записи в материале носителя.

Устанавливаю пластинку на диск. Провожу рукой под «столом» в поисках клавиши питания (по всей видимости, запрятанной там во избежание разрушения строгого облика верхней части панели), и два двигателя раскручивают массивный опорный диск. Опускаю рычажок микролифта, и тонарм плавно «клюёт», опуская иглу звукоснимателя на канавку пластинки.

Фонокорректор Leema Agena

Технические характеристики (по данным производителя)
Входное сопротивление: MM 47 и 100 кОм, MC 20 Ом-1 кОм;
Входная чувствительность: MM 1, 2, 4 мВ; MC 125 пкB;
Входная емкость: MM 100 пФ; MC 100-1580 пФ;
RIAA-коррекция, 20 Гц-100 кГц ±0,25 дБ;
Фильтры 15 Гц и 15 кГц;
Габариты 440 x 110 x 320 мм;
Масса 11 кг

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Если что-то в нашем мире и осталось от некогда обширной традиции промышленного дизайна, уходящего корнями не то в steampunk, не то в биомеханику, — то это конструирование тонармов. Они — словно наглядная демонстрация того, что их назначение безоговорочно превалирует над сиюминутными дизайнерскими поветриями. Они подобны скелету (или, если угодно, — мышечному корсету), который не меняется под влиянием одежной моды, хоть порой искусно этой самой модой драпируется. В них есть особая непреходящая красота, сочетающая в себе лаконизм конструкторской мысли и совершенство металлообработки.

К слову сказать, в комплекте с проигрывателем идёт универсальный установочный шаблон для настройки картриджей, который оказывается как нельзя более кстати, учитывая возможность комплектации аппарата тонармами различной длины и конструкции (впрочем, не менее полезен он и для моделей с предустановленными тонармами). Не могу сказать, что данный девайс интуитивно прост в использовании. Без инструкции, особенно неофиту, будет сложновато, но по мере того, как приходило понимание, за что тянуть и что крутить, я невольно исполнился уважения не столько к высоте технической мысли разработчика, сколько к его заботе о конечном пользователе.

Однако вернемся к «картинкам» в частности и к картине в целом. Мне доводилось слышать и слушать абсолютно всю продукцию компании Sumiko в самых разных системах, и до сих пор отчего-то казалось, что верхний прицел компании — головка Black Bird, а, скажем, Pearwood — скорее, демонстрация амбиций и грушевый тюнинг, буквально «кора» на скелетной (открытой) конструкции «Дрозда». И поскольку у меня был свой взгляд на процентный вклад картриджа в конечный звук винилового проигрывателя, Palo Santos убедила меня в моей полной неправоте. Звучание проигрывателя с данной головкой оказалось открытым и удивительно живым. Я не возьмусь давать сравнительные оценки с картриджами других производителей (для этого, как мне кажется, нужно с ними ложиться и с ними же вставать), но суммарный результат меня если не потряс, то изрядно удивил.

Музыка звучит завораживающе. Она будит что-то давно забытое, ускользающее от нас в нашем ежедневном суетливом беге. Давно ушла в историю посмертная выставка работ Гартмана, и имя его давно известно довольно узкому кругу посвященных, как давно не вспоминается «неорусская» архитектура, а вот фортепианная сюита в многочисленных вариациях и переложениях продолжает услаждать слух и будить воображение, вызывая образы, которые, кажется, материализуются в воздухе прямо из-под иглы Sumiko. Яркость и в то же время натуральность тембров, в сочетании с хорошей динамикой и явственной передачей атмосферы помещения, в котором происходит запись, делают Pro-Ject Signature удачным выбором и для искушённого любителя, и для начинающего меломана с амбициями. В данном случае опасения переплатить за бренд, стол из палубы затонувшего галеона или за прижим со стразами (шучу) безосновательны. Хайнц Лихтенеггер в чём-то, может, и романтик, но в ценообразовании он явно прагматик. Ценник на его изделия абсолютно адекватен.

Прослушав на комплекте записи более популярных направлений (поразительно, но более чем три четверти сайтов магазинов, торгующих грампластинками, вообще не располагают ссылкой «классическая музыка»), могу только написать банальность вроде той, что все остальные жанры сложности для Signature не представляют. И самые разухабистые треки от AC/DC интересны не альтернативным прочтением, а, скорее, приближением к оригиналу. Звучание ударной установки приобретает многомерность, словно частота дискретизации и глубина квантования увеличились в разы. На самом-то деле эти параметры уменьшились, а точнее — попросту отсутствуют, по крайней мере на этапе воспроизведения. В этом месте можно было ввернуть тезис о до сих пор непревзойдённом качестве аналоговой записи, но разговор о «советах космического масштаба» явно лежит за рамками данного прослушивания. Позволю себе лишь заметить, что большое количество культовых дядек с гитарами с удовольствием пользуют как ламповые примочки для своих гитар, так и ретроинструменты и аппаратуру аналоговой эпохи, что, как минимум, вряд ли можно расценивать в качестве противопоказания к прослушиванию хардовых опусов на виниле.

Хоровая музыка — тот самый случай, когда проигрыватель винила может уложить на обе лопатки самый продвинутый цифровой носитель (кроме того студийного, конечно, с которого этот самый винил был записан). Если о «медяшке» дискуссия уместна, то о «серёдке», на мой взгляд, — нет. Сомневающихся отсылаю к «23 All Time Favorites» от мормонского Табернакального хора. В заключение могу сказать, что даже мои первые фирменные LP-приобретения, совершённые порядка 20 лет тому назад, звучат на Signature более чем убедительно. Пусть часть из них со временем утратила для меня музыкальную ценность и представляет, скорее, возможность оценить разницу в подходах звукозаписи и в воспроизведении треков, кои теперь уж до конца у меня на слуху. Два диска «Stars on 45» — на одном дыхании. Это не только приступ ностальгии — это наглядная демонстрация пропасти между попурри 80-х и попурри на 80-е тридцать лет спустя.

ВЫВОД

Уже после того, как впечатления от прослушивания оформились в мысли и были облечены в «бумажную» форму, я удивился ещё раз, а именно — узнав рекомендуемую розничную цену на проигрыватель в России. Набив глаз и руку, я считал, что редко ошибаюсь, определяя цену компонента, что называется, с ходу. Особенно если речь идет о продукции крупных производителей, чьи изделия и внутрисемейная иерархия мне, в принципе, известны. Однако цена на Signature оказалась ровно в два раза меньше той цифры, что промелькнула у меня в голове при первом визуальном контакте. А это уже не вердикт — это настоятельный повод рекомендовать. И при такой цене Signature становится доступен гораздо более широкому кругу меломанов, в том числе и тем, что захотят отстроить систему самостоятельно от начала и до конца. А потому мне представляется более чем уместной просьба дистрибьютора, обращенная к производителю: размещать на своём сайте видеоинструкции по настройке данного проигрывателя. Это по звуку он премиальный. А по цене вполне народный. Так уважьте народ.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
акустические системы Klipsch Palladium P-39F;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!