0

Сравнение

VIP Club

Проектная декларация

Автор статьи: Алексей Акимов
24.10.2014 1871 0

Акустические системы JBL S3900

Среди огромного числа самых различных акустических систем, произведенных американской компанией JBL за почти 70 лет своего существования, несколько особняком стоит ряд моделей, объединяемых термином Project. И если, скажем, в индустрии звукозаписи это явление носит порой негативный характер (могут быть замечательные исполнители либо группы, но проект — это зачастую сугубо коммерческое начинание, где главным фактором является получение прибыли, а не творческий процесс), то применительно к инженерно-техническим дисциплинам оно олицетворяет высочайший уровень знаний и опыта, а также подчеркнуто материалоемкую производственную базу, задействованные для создания подобной аппаратуры.

Проектом №1 стала акустическая система под индексом D30085, поступившая в продажу в 1954 году. Впрочем, гораздо большую известность она получила по имени своего создателя, Уильяма Хартсфилда, сотрудника Вашингтонского отделения бюро по стандартизации. Напомню, что в 1946 году в Соединенных Штатах «акустическую» компанию основал не только Джеймс Буллоу Лэнсинг, но и Пол Уилбур Клипш. И если первый поначалу сосредоточился на производстве динамиков, то второй сразу представил законченную акустическую систему — легендарный Klipschorn, породивший массу подражаний. Его основная идея заключалась в использовании угла по­мещения прослушивания в качестве продолжения свернутого рупора, размещенного в корпусе АС: таким образом, появлялась возможность существенно увеличить чувствительность и протяженность АЧХ в НЧ-диапазоне. Так вот, Билл увлекался аудиотехникой и даже состоял в местном отделении AES, куда был вхож, в частности, и Рэй Пепе, вице-президент JBL по маркетингу. Однажды Билл продемонстрировал Рэю собственноручно изготовленную им дома копию «Клипшхорна». Слово за слово — и вот Хартсфилд становится консультантом JBL в процессе разработки угловой АС. Следует отметить, что конструктив «Клипшхорна» и «Хартсфилда» был сходным, но отнюдь не идентичным: во втором варианте использовались более качественные динамики и жесткий корпус (например, масса готовой АС составляла 113 кг). В итоге три года спустя на нее был даже выдан патент.
Забавно, что первые два года существовала возможность купить бюджетную версию этих АС, с единственным широкополосным 8-дюймовым динамиком, а впоследствии заменить его на пару полноценных (15-дюймовый «басовик» и 4-дюймовый компрессионный динамик с 2-дюймовой горловиной и акустической линзой). Идея, впрочем, успехом не пользовалась, ведь это было примерно то же самое, как купить «Мерседес», но на первое время сэкономить, поставив туда двигатель от «Запорожца».

Акустические системы JBL S3900

Технические характеристики (по данным производителя)
Рекомендуемая мощность усилителя 25-250 Вт
Частотный диапазон, –6 дБ 33 Гц – 40 кГц
Импеданс 6 Ом
Чувствительность 92 дБ
Габариты 1001 х 370 х 368 мм
Масса 39 кг

С 1964 года система стала 3-полосной, за счет добавления твитера. Произошло это по причине и благодаря появлению более качественных записей. Этот же год стал последним для выпуска этих АС. Почему? Потому что эти самые качественные записи были вдобавок и стереофоническими. И если выделить в типичной жилой комнате один угол под моноколонку возможность еще была, то два — весьма проблематично. Это, к слову, еще и к вопросу о времени популяризации, казалось бы, очевидных технических новшеств, ведь как таковое стереовещание имело место быть начиная с 1881 (!) года, а первые стереозаписи появились в 30-х годах прошлого века. Как бы то ни было, Hartsfield стал первым для компании крупным и объективно успешным проектом, фактически положив начало череде наукоемких и бескомпромиссных акустических систем.

В 1957 году выходит модель под индексом D44000, более известная как Paragon. Сейчас эту 3-полосную рупорную стереосистему, созданную Арнольдом Вольфом, можно было бы с легкостью принять за дизайнерскую стойку под большой плоскопанельный телевизор — эдакий бескомпромиссный soundbar. За последующие четверть века было выпущено всего порядка 1000 комплектов, ведь из-за сложности производства даже на пике продаж делалось максимум 5 штук в неделю, а в последние годы объем производства упал до 1-2 позиций в месяц. Стоимость немногих «доживших» до наших дней образцов сейчас превышает 20 тысяч долларов. Кстати, малоизвестен тот факт, что Paragon изначально должен был стать центральным каналом для пары «Хартсфилдов». Только представьте себе подобный трифоник! А какой многоканальный комплект мог бы получиться на основе двух пар D30085.

Два этих проекта, став легендами еще при жизни, за последущие четверть века изрядно, скажем так, «унавозили» аудиофильский рынок, в первую очередь японский. Поэтому, когда зашла речь о третьем, в качестве консультанта по деталям внешнего облика и особенностям звучания был рекрутирован известный рецензент Кейзо Яманака. Прежде чем мы приступим к подробному описанию, необходимо напомнить пару важных дат: в 1980 году Дон Кил разработал и запатентован бирадиальный рупор, а два года спустя под маркой JBL появился первый динамик с титановым диффузором.

Итак, проект Everest или DD55000 (Defined Directivity). Его идейным вдохновителем выступил Брюс Скрогин, тогдашний президент компании, а основным императивом для его создания послужило прекращение выпуска «Парагона» в 1983 году, притом что спрос на максимально качественные по всем показателям АС оставался на высоте (еще раз отмечу — спрос, в основном, из Страны Восходящего Солнца). В качестве главного инженера решено было задействовать Грега Тимберса, а за промышленный дизайн отвечал Дэниел Эшкрафт. Первый прототип, представленный в 1984 году, был 4-полосным, но из-за сложности реализации разделительного фильтра для такого числа динамиков решено было сократить их до 2-полосной схемы — однако итоговый результат получился 3-полосным, с учетом супертвитера.

Звучание, как и планировалось, получилось типично японским, с передемпфированным басом и существенным спадом АЧХ в нижней октаве, то есть рассчитанным на передаточную функцию небольших помещений прослушивания, характерных для тех мест. Успех был молниеносным: так, премия «Продукт года» от авторитетного японского издания Stereo Sound была получена уже в 1985 году. Всего было изготовлено порядка 500 пар, а в 1989 году настала очередь К2, второй по высоте горной вершины в мире и четвертого по счету проекта JBL. Разработка началась годом ранее и, в отличие от предыдущих сольных работ, должна была стать основой серии АС, пока — в количестве двух моделей, старшей S9500 и младшей S7500. Различались они, по сути, габаритами корпуса и количеством 14-дюймовых НЧ-динамиков: пара в первом случае и один — во втором. К уже известной нам команде прошлого проекта добавились Дуг Баттон и Франше Мюррэй в качестве разработчиков НЧ- и ВЧ- излучателей соответственно (тогда как Тимберс сосредоточился на корпусе, разделительном фильтре и рупоре), а в помощь Эшкрафту был назначен Брайан Ласти. В отличие от «Эвереста», все же разработанного с оглядкой на профессиональные модели компании, К2 делался, что называется, «с чистого листа», то бишь все излучатели, разделительные фильтры и корпуса были изготовлены специально под него: в частности, НЧ-динамик 1400Nd с магнитной системой на основе неодима и компрессионный ВЧ-динамик 475 с 4-дюймовой диафрагмой, нагруженной на 2-дюймовую горловину и снабженный фазовыравнивающей вставкой.

Полноценное производство началось в 1990 го­ду, а последовавшие продажи вскоре выявили маркетинговые промахи касательно младшей модели. Стоила она ненамного дешевле флагмана, поэтому большого спроса на нее не было, что послужило поводом для прекращения выпуска пару лет спустя. Да, стоимость S9500 сейчас, с учетом инфляции, превысила бы 50 тысяч долларов.

В 1992 году в линейке JBL появилась кинотеатральная серия Synthesis, первая полноценная система, оснащенная процессорными, усилительными и акустическими возможностями по стандарту THX. Год спустя на рынок выходит модель S5500, действительно существенно более дешевая АС серии К2. Внешне она повторяла флагман, но в уменьшенном форм-факторе, на базе пары 12-дюймовых НЧ-динамиков. В ней же было впервые использовано поляризующее напряжение на дополнительных обкладках конденсаторов в разделительном фильтре. Когда напряжение на конденсаторе в традиционном разделительном фильтре переходит через ноль (а происходит это постоянно), то часть энергии не проходит на динамик, а тратится на перезаряд конденсатора. Поскольку напряжение поляризации всегда выше, чем напряжение сигнала, устраняется необходимость перезарядки конденсатора. Еще одна важная деталь — это независимые и различные акустические оформления верхнего и нижнего НЧ-динамиков, включая порты фазоинверторов, настроенные на разные частоты. В итоге оба этих новшества были задействованы на обновленном в этом же году флагмане M9500, который выпускался до 1997 года.

2001 год принес аудиофильскому сообществу модель S9800, с бериллиевыми компрессионными излучателями (435Be для СЧ и 045Be для ВЧ), а через 2 года обновилась и младшая модель К2, незатейливо названная S5800. В 2005 году был анонсирован, пожалуй, самый бюджетный из «проектов» — серия Array, а год спустя, в ознаменование 60-летия компании, выпущен новый «Эверест» — DD66000. В это же время в линейку К2 добавляется более доступная модель — S4800, а через три года снова сменяется флагман: на этот раз на S9900. На прошлогодней выставке в Лас-Вегасе была впервые показана модель S4700, а в этом году нас порадовали серией Everest, в которой к единственной ранее модели DD66000 добавились еще две, с индексами 67000 и 65000. Массо-габаритные характеристики всех трех моделей, равно как и «калибр» динамиков, полностью совпадают, а вот технологии и материалы — отличаются. Еще одна новинка — модель S3900, судя по всему — «младшая из старших» в линейке компании, ее-то мы сегодня и протестируем.

Конструкция

За СЧ/ВЧ отвечает сдвоенный бирадиальный рупор из композита SonoGlass, с толщиной стенок до 40 мм. На него нагружены компрессионные СЧ-излучатель 175Nd-3 (2-дюймовый титановый купол с покрытием Aquaplas и горловиной диаметром 38 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой алюминиевым проводом) и ВЧ-излучатель 139Nd (титановый купол диаметром 19 мм с горловиной 10 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой омедненным алюминиевым проводом), оба — с неодимовыми магнитами. Горизонтальные/вертикальные углы раскрыва СЧ/ВЧ-рупоров составляют соответственно 90/60 и 60/30 градусов: таким образом, в первую очередь минимизируются возможные искажения от пола/потолка и одновременно расширяется зона комфортного прослушивания.

Любопытно, что практически идентичная СЧ/ВЧ-секция используется как в более старшей и вдвое более дорогой модели S4700 (но у нее вместо пары 10-дюймовых НЧ-динамиков 100FE-12 с ферритовыми магнитами установлен единственный 15-дюймовый излучатель 2216Nd с неодимовой магнитной системой), так и в младшем 3-полосном студийном мониторе 4429, который мы протестируем в следующем номере.

Частоты раздела полос составляют 850 Гц и 12 кГц, а порядок фильтров — третий и второй в первом случае (НЧ/ВЧ) и второй и четвертый во втором (НЧ/ВЧ). НЧ-фильтр закреплен на днище корпуса, а СЧ/ВЧ — на задней стенке. По уровню –10 дБ НЧ-граница АЧХ простирается вплоть до 25 Гц. Внутри корпуса установлены 3 вентилируемые стяжки толщиной 15 мм, а внешние стенки собраны из дюймовых плит MDF. Изготовлены АС в Мексике.

Прослушивание

Если закрыть глаза и попытаться представить себе Америку в виде некоего обобщённого образа или понятия, то наверняка это будет олицетворение бескомпромиссности. Всё самое-самое. Самые мощные автомобили, самые бескрайние прерии, самые хладнокровные и меткие ковбои. Ну а дома у них стоят самые-пресамые акустические системы, в звуке которых отражены и бескрайность прерий, и широта англо-саксонской души, так мощно развернувшейся под трепещущим на ветру звездно-полосатым флагом. Поразительно, сколько копий было сломано в диспутах об английском, американском и японском звуке. Сколько перьев источено о всё претерпевающую бумагу. Но факт остается фактом: при всех культурных, музыкальных, физических различиях, львиная доля американских аудиодредноутов находит свою пристань в Стране Восходящего Солнца. Особенно если это продукция JBL. Японцы реагируют на все достойное, появляющееся на горизонте аудиотехники, с чутьем акулы. Впрочем, отчего только японцы? Чувство прекрасного и нам не чуждо. Особенно если это не просто JBL, а концентрация опыта и «экстракт» из самых удачных технологических решений. Как следует смажем оба кольта, проверим правильность подключения, фазу — и с места в галоп!

«I Got My Mojo Working», убеждает нас Мадди Уотерс. Темп взвинчивается буквально с первых тактов, и свободный раскованный аккомпанемент оттеняет задиристый вокал, рефреном повторяющий одну и ту же фразу. Впрочем, чего еще желать? Моджо есть, и оно работает, остальное — шелуха от семечек. К этому моменту за плечами у Мадди — «Rollin’ Stone» (та самая, которая позже станет названием для одной английской мальчуковой группы), а также «Hoochie Cooсhie Man» и «Mannish Boy», означавшие не только новую эру черного блюза, но и новый звук. И этот звук льется из S3900 гитарными аккордами самого Уотерса и, конечно, звуками губной гармошки Литтл Уолтера. Возможно, Chess Records (к слову, основанная практически в одно время с JBL) и являлась в своей области пионером, не признавая сегрегацию, — но S3900 отыгрывают треки альбома «Hell of a Night with the Blues» так, словно изначально создавались для этой музыки. Особенно стоит отметить аутентичность воссоздаваемых инструментов, некую мягкость и аккуратность звучания, но в то же время — хорошую энергетику, эмоциональную раскрытость воспроизводимого материала, ту самую «вовлеченность», которая часто режет слух даже в обзорах известных и уважаемых мной авторов. Пожалуй оставлюка я все, что связано с «вовлеченностью», за текстом. Я сейчас про музыку. И про то, что если вам нравится не просто ритм или набор бесноватых триолей и для вас важны все аспекты воспроизводимого материала, — то есть смысл обратить внимание на S3900. Потому как при их изготовлении производитель попытался прыгнуть выше головы — и, что самое удивительное, ему это удалось.

S3900 великолепно воспроизводят вокальные партии. Казалось бы, JBL и хоровое пение? И, тем не менее, это так. Более того: если вдуматься, они словно созданы для передачи мужских вокальных партий, ведь при этом они работают как широкополосники. Весь голосовой диапазон, будь то баса или тенора, целиком укладывается в полосу НЧ-секции, не достигая частоты раздела. Впрочем, и сопрано Сары Брайтман S3900 передают весьма аккуратно, без малейших признаков артефактов, сохраняя доверительные, интимные интонации, присущие этой певице, будь это партия Кристины из «Призрака оперы» или композиции из «One night in Eden». При этом сцена ощущается совершенно явственно и сохраняет свои «нормальные» пропорции (если можно судить о том, что изначально остается скрытым от глаз): по крайней мере, они таковыми воспринимаются. Устойчивость к сохранению относительного расположения инструментов при перемещении слушателя относительно акустических систем — выше всяких похвал. В этом месте начинаешь задумываться о том, что бирадиальный рупор — не просто дань моде, и даже не маркетинговый ход: это сложное в расчётах, дорогое в изготовлении, но реально работающее устройство. И оно способно подарить вам свободу передвижения, без опаски растерять качество и количество звуковой субстанции.

ВЫВОД

Высокая культура исполнения. Отсутствие жанровых противопоказаний. Более чем полувековая история бренда. Одним словом — это JBL. Рекомендация одна: слушать. При правильно подобранном тракте и грамотном включении, в дальнейших рекомендациях просто не будет нужды.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!