0

Сравнение

VIP Club

Компонентная акустика AD MM3

Автор статьи: Бабахов Сергей
01.04.2008 4773 0
Встреча миллениума
Прямых указаний на этот факт найти не удастся, но по косвенным «ММ» в обозначении флагманской акустики фирмы Audio Development - первая и последняя буквы слова millennium, по-нашему - тысячелетие.

Так фирма отметила начало новой эпохи, не пожалев сил и технологии на организацию торжества. Вы, кстати, не забыли, как на этой планете встречали новое тысячелетие? В два приёма: сначала - радостно и дружно квасили за двухтысячный год, потом (как будто годом раньше это было неизвестно) всем возвестили, что тысячелетие начинается только в 2001 году, пожалуйте к столу. И ничего, все живы-здоровы, праздник лишним не бывает.
Итальянцы из AD встречали тысячелетие тоже в несколько этапов, но не за праздничным столом, а за рабочим. Трудовыми, так сказать, подарками. Вначале увидели свет отдельные компоненты серии ММ. Потом - двухполосный комплект, ещё потом - трёхполосный. Под комплектом имеется в виду то, что мы всегда в виду имеем: набор головок и персонально к ним относящийся кроссовер. Именно такая группа компонентов и поступила к нам для детального изучения, по нашему же прямому настоянию. Дело в том, что сепаратно компоненты ММ нам не раз приходилось видеть в составе аудиосистем, как правило - очень высокого уровня. Но эти системы были устроены по поканальному принципу, когда установщик решает, как и где делить частотные полосы. Любопытно было взглянуть, как на это смотрят сами разработчики, уж они-то свои изделия знают досконально. Тем более что весь наш опыт показывает: в области car audio итальянцы ерунды на делают. Да и в других областях, надо отметить, тоже. Они нам Кремль построили, между прочим. Если и есть претензии к этому сооружению, то они не относятся к архитектуре и качеству строительства.
Праздник встречи миллениума начался ещё на этапе вскрытия упаковки, давно не видели солидности в таких масштабах. Шкатулка, в которой семья среднего достатка не постеснялась бы держать реликвии, внутри заполнена деревянными вставками, к которым капитально (сквозь все имеющиеся отверстия) прикреплены все входящие в набор головки. Всего, как нетрудно сообразить, шесть штук. Отвернув все шесть, смотрим и, как бы это сказать... удивляемся.
AD MM6 Вот мидбас ММ6. Конструкция корзины не штампованная и не литая. И даже про материал одним словом не скажешь. Верхнее и нижнее кольца выточены из алюминиевого сплава и отполированы, а затем стянуты восемью винтами со стальными стойками. Естественно, резонансные колебания, даже и возникнув, зачахнут на переходе из одного материала в другой. Попутно мы можем рекомендовать при инсталляции внимательнее отнестись к вибродемпфирующим свойствам оформления - обидно будет при абсолютно глухом диффузородержателе получить ящичные призвуки от оформления. Материал диффузора - двухслойная стеклоткань, очень жёсткая и наверняка довольно тяжёлая (это потом проверим). А тут ещё алюминиевый центральный колпачок. Подвес, как водится, резиновый, около 10 мм шириной. Магнит габаритами 100х19 мм выглядит весьма солидно. Диаметр осевого отверстия тоже впечатляет - 20 мм. И в этой связи (да и по внешним признакам) у меня возникают серьёзные сомнения в том, что диаметр звуковой катушки, как это явствует из фирменного описания, 26 мм. По мне - 32, и не меньше. Винтовые зажимы собственной конструкции, благодаря мелкому шагу резьбы они обеспечивают надёжную фиксацию акустического провода. (Наш фотограф, кажется, не сделал снимок мидбаса в чистый профиль, размер проставить негде. Так что я на словах: посадочная глубина мидбаса 56 мм.)
Среднечастотник, особенно любимый авторами топовых соревновательных установок, не похож вообще ни на что. Корпус MM4 выточен целиком из алюминиевой плиты в два мужских пальца толщиной, затем фрезерован, чтобы получились «спицы», и, как положено, отполирован. Обращённая магнитная система с неодимовым магнитом обеспечила головке минимальные габариты и, в частности, минимальную посадочную глубину (40 мм), часть из которой (разность между 40 мм и двумя пальцами) приходится на перфорированный купол,
Сказано было, что «подвижка» у вуфера тяжёлая? Это было предположение, правда оказалась круче. Ровно 22 г - по всем критериям много для головки этого калибра. Однако и силовой фактор, соответственно размерам магнита, тоже нешуточный - 6,2 Тл м. Предсказанная расчётами чувствительность головки 85,6 дБ/Вт. Чувствительность остальных головок безукоризненно согласована с басовиком, так что средний показатель по всему диапазону вышел тоже далеко не самым высоким. Нелинейные искажения на хорошем среднем уровне (правда, не ниже хорошего среднего). Интересно, что вблизи частоты раздела НЧ и СЧ-полос обнаружен небольшой всплеск к.н.и. Конечно, 1,2% - это далеко не трагедия, но, судя по всему, среднечастотник всё же имеет лишнюю степень свободы на самых низких (для него) частотах. Сразу смотрим на графики «частных» АЧХ каждой из составляющих системы по звуковому давлению. Уровень -3 дБ приходится для НЧ-звена на частоту 600 Гц, для СЧ - на 550 Гц и 6,5 кГц и наконец для ВЧ - на 3,5 кГц. Фильтрация среднечастотника по верху, как говорилось, идёт за счёт его собственных механических свойств, АЧХ головки резко падает после 6 кГц и, в принципе, от этой печки можно было бы плясать при выборе параметров фильтра ВЧ пищалки. Но, видно, у итальянцев мнение насчёт печки было иное, они оптимизировали систему не по картинке, а по суммарному излучению.
Осевая АЧХ системы явно не бьёт рекорды по равномерности. Но обратите внимание на частотную характеристику, полученную под углом 30 градусов: во всём диапазоне до частоты 19 кГц она укладывается в «трубку» 3,5 дБ, или, что то же самое, +1,5/-2 дБ, да и 50-градусная вьётся вокруг первых двух, уходя вниз только после 15 кГц. АЧХ под углом 30 градусов была бы под стать хорошему студийному монитору, только мониторы всегда отстраиваются по оси. Но машина не студия, и у нас по оси излучения «сидит» только рычаг КПП, а у него и ушей-то нет... Так что признаем: по всем признакам разработчики достигли именно того, чего хотели.







Теперь разберёмся с параметрами Тиля - Смолла. Мы сравнили результаты собственных измерений не только с данными изготовителя, но и с аналогичными измерениями, сделанными пару лет назад нашими итальянским коллегами. По двум из трёх головок результаты оказались близкими, у пищалки, под данным журнала «ACS», резонанс ещё выше. Так что - зачёт. Что касается присутствия феррожидкости в зазоре среднечастотника, то о нём свидетельствует очень низкое значение механической добротности головки Qms, около единицы. Без жидкостного демпфирования такой показатель недостижим.
На традиционный вопрос, «куда ставить», даём традиционный ответ. Вуфер - в дверь. В объёме двери получим почти баттервортовскую добротность 0,74 и нижнюю частотную границу 69 Гц, что в салоне будет соответствовать частоте 33,5 Гц (по уровню -3 дБ). По канонам науки получается, что на базе MM3 можно построить совершенно пуританскую систему: на пассивных фильтрах и без сабвуфера, как домашний хай-энд. Если вы не собираетесь обходиться без суббаса, а потому не опасаетесь подпортить фактуру баса фронтального, можете ставить ММ6 и в ЗЯ. В объёме 3,5 л получите полную добротность 1,1 и нижнюю частотную границу 84 Гц. На этих частотах салон ещё мало помогает, так что в салоне граница сдвинется лишь на 4 Гц. По СЧ-динамику ответ тоже традиционный - ставить куда угодно. Можно в акустический экран (переднюю панель). Можно в ЗЯ. Здесь полная добротность уже не столь существенна, так, например, в объёме 1 л полная добротность окажется выше 1,2, эксцесс будет больше 3 дБ (250 Гц), но на частоте среза кроссовера он вызовет подъём лишь 0,9 дБ, что вполне допустимо.
защищающий «выхлоп» магнитной системы. Согласно описанию, магнитный зазор среднечастотника заполнен магнитной жидкостью, что позже подтвердили и наши измерения, я объясню, по каким признакам. По своим посадочным размерам головка четырёхдюймовая, хотя эффективный диаметр диффузора немного меньше, чем у обычной «четвёрки». Диффузор представляет собой обращённый купол из стеклоткани - радиус купола довольно большой, и, соответственно, глубина его минимальна. К апексу купола снизу крепятся звуковая катушка и центрирующая шайба. Расстояние между подвесом (гофр его тоже обратный) и центрирующей шайбой всего-то 10 мм или около того, а потому вся механическая система не слишком противостоит качанию диффузора. Дальше всё зависит от магнитного зазора - если он выполнен с высокой точностью, никаких проблем с нелинейными искажениями возникнуть не должно. Зажимы по конструкции такие же, как у вуфера.
Корпус твитера с шёлковым куполом, естественно, тоже выточен из алюминия. Диаметр мембраны определён как 26 мм, и нам остаётся лишь поверить описанию, поскольку защитная сетка выполнена несъёмной. Известно также, что задний объём твитера состоит из двух камер, соединённых между собой каналами - такие конструкции в ходу, когда требуется расширить полосу пищалки в сторону средних частот.
Если начать разбираться со схемой кроссовера, покажется, что он несложен, но при этом и непрост. Посудите сами: в трёхполосном кроссовере три катушки (все - воздушные), но всего два конденсатора. Остальное - резисторы, которые помогают согласовать уровни всех головок и при необходимости обеспечивают аттенюацию среднечастотника и твитера. Плёночный конденсатор и одна из «младших» катушек работают в фильтре ВЧ твитера. Оставшиеся две катушки и конденсатор образуют фильтры для басовой и среднечастотной головок, причём очевидно, что итальянцы старались минимизировать присутствие ёмкостей в цепи головок, есть мнение (дискуссионное, но сейчас не будем), что конденсатор, в отличие от катушки индуктивности без сердечника, никогда не бывает нейтральным в звуковом отношении. Дискуссии дискуссиями, а рисковать конструкторы, видимо, не хотели. Поэтому бас включён через обычный фильтр НЧ 2-го порядка, а цепь среднечастотника образует звено последовательного фильтра ВЧ, когда звуковая катушка шунтируется индуктивностью, а ёмкостей в цепи СЧ нет вообще. При этом оказывается, что среднечастотник поверху ничем не фильтруется, к чему это приведёт, увидим при измерениях.
Венчает произведение итальянских аудиозодчих комплект защитных решёток для НЧ и СЧ-головок (пищалка свою носит при себе). Решётки так и называть-то неудобно: это вырезанные на лазерной установке изображения логотипа фирмы. Здесь вспоминается любопытная история: эти решётки появились на свет не без участия наших соотечественников, вернее - соотечественницы и вернее - бывшей. Впервые такие решётки были сделаны по личному указанию главного специалиста AD Клаудиуса Ниореттина для машины звезды итальянского телевидения Наташи Стефаненко. Дизайн получился настолько удачным, что его запустили в серию
Максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт 200
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 61 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц) 86
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), % 0,843
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), % 2,80
Параметры Тиля - Смолла
 
MM6 (НЧ)
MM4 (СЧ)
MM1 (ВЧ)
  Fs, Гц Vas, л Qts Fs, Гц Vas, л Qts Fs, Гц
Заявка 58 6,89 0,59 98,4 1,62 0,44 1080
Факт 66,5 6,38 0,683 139,6 1,52 0,888 1270
для топовых компонентов. За Кремль, выходит, хоть отчасти долг отдали...
При прослушивании, предваряющем измерения, сразу заметили, что чувствительность у этой акустики не самая высокая: чаще всего регулятор громкости в источнике мы устанавливаем на отметку 19, здесь же пришлось поднять его до 21. Теперь определяемся с аттенюаторами. Соло на ударных. Тарелки весьма звонкие, но при включенном аттенюаторе они совсем
АвтоЗвук рекомендует
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Трёхполосная акустика
КТО
AD MM3
ПОЧЕМ
$1985
ЭТО – ПЛЮС
Уникальная конструкция
Ровная реальная АЧХ
Серьёзные басовые возможности
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Отлично встретили тысячелетие...
РЕЙТИНГ
Конструкция
9
Частотная характеристика
9
Чувствительность
7
Басовый потенциал
9
Звук
8
Итог
42

теряются на фоне барабанов, поэтому оставляем аттенюатор отключённым. Передача женского вокала кажется более привлекательной, когда аттенюатор «серединки» также отключён. Но это, конечно, в нашем варианте установки, в «жизни» всё может сложиться иначе.

«Money», Pink Floyd. Голос Уотерса словно немного уменьшен, да и вся звуковая сцена как бы отдалена от слушателя, за исключением бас-гитары. Атака баса проработана не идеально, но бас глубокий, динамичный, с точнейшим рельефом. Саксофон музыкален, но излишне напорист и на верхних «полусредних» нотах не свободен от лёгкой хрипотцы. В громких проходах, когда Гилмор, Райт и Уотерс стараются от души, акустика порой теряет связность изложения. Теперь разворачиваем оси излучения внутрь. Исчезла чрезмерная звонкость хай-хэта, и, что самое интересное, вокал занял своё место по глубине сцены. У саксофона появилась интеллигентность, хотя лёгкая хрипотца не исчезла (сейчас она уже обусловлена свойствами комнаты, в салоне авто всё может быть иначе). В женских голосах усилены горловые ноты, но вокал при этом очень плавный и воспринимается как живой. (Ну, сел слегка голос у Ребекки Пиджин – может, попила холодненького вчера.) Локализации инструментов на редкость чёткая, что, как принято считать, у акустики является признаком «породистости».

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!