Коаксиальная акустика 6x9’’ до $120
Округлость форм не всегда означает мягкость нрава. Эта акустика не желает сидеть рядом с водителем, а норовит занять место почётного пассажира сзади.
Там обычно располагается и прекрасно себя чувствует сабвуфер. Его эта акустика в машину вообще не пускает. Конечно, я говорю про овалы размерности 6х9 - формат, наделённый нешуточным потенциалом. По площади диффузора пара таких «эллиптиков» (стараюсь избежать кажущегося некоторым обидным термина «лопух», если вдруг вырвется - это я не со зла) с эквивалентным диаметром диффузора в среднем 163 мм на четверть обходит 10-дюймовый сабвуфер, на те же 25% уступая сабу калибра 12 дюймов. Частота резонанса, правда, у сабвуфера пониже, если он не фри-эйрный, а после установки в ящик станет примерно такой же, «лопухи»-то (извините) сплошь фри-эйрные отроду. Мало того, сабвуфер для закрытого ящика делают жёстким, подвижную систему - тяжёлой, чувствительность падает. Овальные мидбасы, рассчитанные на работу в акустическом экране (free air), оснащаются достаточно лёгкой подвижной системой, и чувствительность у них выше. Намного выше. Известно, однако: в акустике ничего не даётся даром. (А где даётся? Кто знает - позвоните в редакцию хоть среди ночи.) Платой за высокую чувствительность, как правило, является ограниченная перегрузочная способность. Овалы 6х9 идеально соответствовали требованиям 70-х и даже 80-х годов прошлого века, когда для автомобильных головок, даже по сути басовых, важнее была чувствительность, нежели максимально допустимая мощность. В наше время, когда усилитель практически любой разумной мощности обходится всё дешевле, его возможности зачастую будут ограничены перегрузочной способностью акустики. Впрочем, овалы чаще всего работают с усилителями головного устройства, а для этого варианта применения именно благодаря высокой чувствительности они приспособлены идеально. Что это я всё о басах - речь же идёт не о сабвуферных головках, а о широкополосной коаксиальной акустике? Давайте, кстати, сразу разберёмся с терминологией. Естественно, коаксиальными (буквально - соосными) все три (а то и четыре) головки быть не могут, для «трёхполосных» овалов в ходу обозначение triaxial. «Триаксиальный» (то есть «трёхосный») это не только красиво, но и правильно по сути - в таких динамиках оси всех излучателей смещены (обычно вдоль длинной оси эллипса). Но, с вашего разрешения, я буду пользоваться привычным определением «коаксиальный», понимая некоторую условность этого обозначения. В описании овалов одну из головок называют, как правило, среднечастотником, а вторую - твитером. Лично я не могу называть среднечастотником головку, которая работает в лучшем случае от 3,5 (а чаще - от 5) кГц. Так что большую головку будем именовать твитером (на «пищалку» она тоже отзывается), меньшую - супертвитером, а овальный мидбас остаётся мидбасом. ТИПИЧНОГО ПОКУПАТЕЛЯ ЭТОЙ АКУСТИКИ УБЕДИЛИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОЛОС, ТЕМ ЛУЧШЕ Казалось бы, тремя головками перекрыть диапазон слышимых частот (исключая самые низкие басы) - задача тривиальная. Надо только, чтобы достаточно грамотные разработчики поставили перед собой такую задачу. Но либо не ставят, либо грамотные недостаточно, подходят оба объяснения. Смотрите сами: в типичном применении главные требования, предъявляемые к «блинам», это чувствительность и басовый потенциал. Мало кто станет добиваться от них выверенного тембрального баланса, чёткой локализации источников - тут главное, чтобы «колбасило», давайте уж без фарисейства. Изготовители же чаще всего идут за вкусами потребителя вместо того, чтобы этот вкус формировать. Типичный покупатель этой акустики (не без помощи доблестных менеджеров) убеждён: чем больше полос, тем лучше. А потому среди овалов 6х9 неуклонно сокращается количество двухполосных моделей, три полосы в этом формате стали нормой, а мутанты с тремя пищалками теперь встречаются всё чаще. Что в этом плохого? А что хорошего? Скажите, я жду... Ладно, скажу сам. Во-первых, для монтажа многочисленных твитеров требуется крупная обойма, и влияние отражений от обоймы проявляется охотно и заметно. Во-вторых, трёхполосной такую акустику можно назвать лишь с той же долей условности, как пищалку - мидрейнджем: оба (или все три) твитера излучают в одном диапазоне, и на высоких частотах интерференция неизбежна. Правда, пьезокерамические супертвитеры почти не мешают основной пищалке, поскольку излучение их мизерное. Порадоваться бы, что декоративные пьезотвитеры понемногу сходят со сцены, но, как показывает опыт, электродинамические супертвитеры порой ненамного их лучше по чувствительности. В общем, понятно, что 6х6 - единственный формат широкополосной акустики, который не только используется преимущественно для создания басовой «поддержки», но нередко и разрабатывается с приоритетом басовых характеристик. МЫ ВНЕСЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИЕ «БАСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА» С учётом специфики применения, наверное, стоило бы оценивать «блины» по четырёхбалльной системе. 1 балл: не колбасит. 2 балла: колбасит. 3: рвёт башню. И 4 балла: сносит крышу. Но мы решили оценивать по старинке, хотя и внесли некоторые изменения в определение «басового потенциала». Для обычных широкополосных фронтов оценка по этому параметру определяется фактически лишь нижней частотной границей рабочего диапазона мидбаса. Для всех «блинов» (за редким исключением) эта частота ниже 70 Гц, а потому с учётом передаточной функции салона басовый диапазон продлится до инфразвуковых частот. Но при повышенной полной добротности на АЧХ в салоне появится горб в районе 50 - 70 Гц (вот она, «Черкизовская». Или «Останкинская»), при пониженной - небольшой провал на тех же частотах (это не колбасит). Если же частота резонанса достаточно низкая и добротность «правильная», на АЧХ появляется столообразный подъём, «блины» с такой характеристикой могут при случае рвануть молодую неокрепшую башню. Короче говоря, при оценке басового потенциала мы учитывали не нижнюю частотную границу мидбасов, а качество спрогнозированной АЧХ в усреднённом салоне при установке в закрытый ящик (объёма 180 л), а также уровень нелинейных искажений на частотах от 80 до 125 Гц. 180 л - это объём багажника среднестатистического скромного седана, поделённый на двоих «лопухов». У нескромных седанов объём больше, но они ни при чём. При эквивалентном объёме от 19 л и выше (до 34) полбагажника - никакой не free air, полная добротность здесь повышается на 0,07 - 0,12, и процентов на 10 возрастает частота резонанса. Измерения по звуковому давлению проводились в стандартном тестовом ЗЯ объёмом 40 л, изображающем дверь, поэтому в необходимых случаях я взял на себя смелость прописать в технических характеристиках предсказанную теорией граничную частоту. Если у вас сложилось впечатление, что «блины» совсем непригодны для музыкальных инсталляций, то оно ошибочное. Да, объём двери, как правило, тесноват, но для многих широкополосный вариант использования не исключается, скажем, при озвучивании мобильного театра на заднем сиденье. Для этих динамиков имеет смысл говорить и о характеристиках направленности. Кстати, напоминаю, что при измерениях овалов отрабатывается их разворот вокруг длинной оси симметрии мидбаса, при повороте вокруг второй оси характеристики направленности хуже, и разворота в этом направлении надо избегать всеми силами. Вот так. Теперь осталось лишь перечислить конструктивные особенности динамиков, которые при описании будут приняты по умолчанию. Диффузородержатель штампованный из стального листа. Подвес диффузора изготовлен из резины, ширина от 11 до 13 мм. Кстати, ширина подвеса у овалов может различаться для участков с разным радиусом кривизны - за счёт такого нехитрого приёма не исключено управление частотной характеристикой выше 1 кГц, но большинство разработчиков обходится и так. Диаметр звуковой катушки по умолчанию (только для данного теста) примем равным 31,5 мм (или 31,75, то есть дюйм с четвертью). Контакты для подключения кабеля, как и всегда, почти у всех рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Оба твитера подразумеваем электродинамическими, соответственно, применяемые для фильтрации того и другого электролитические конденсаторы размещаются под их монтажной обоймой. Пьезокерамический супертвитер в фильтрации не нуждается, он сам себе конденсатор, тогда под обоймой устанавливается единственный электролит. Существует два основных способа разводки подводящих проводов в коаксиальной акустике: по первому из них гибкий провод прошивается в конус мидбаса, и здесь же, в точке пересечения с диффузором, с ним (проводом) соединяются выводы звуковой катушки. По второму способу сигнал к пищалкам подводится в обход магнита через центральную стойку; подразумевается, что к катушке мидбаса провода подходят непосредственно, без прошивки через диффузор, но тут, как оказалось, возможны варианты. Я не буду даже словом упоминать о том, обеспечивает ли рамка решётки дополнительное уплотнение с монтажной поверхностью: если уж вы не можете с приемлемой точностью подготовить отверстия под «блины» 6х9, то вам сначала надо потренироваться на чужих динамиках и чужих автомобилях, желательно - снятых с учёта по списанию...
Ivolga HW-639
Ну слава богу, привычный правофланговый вернулся, а то тесты норовили открыть кто ни попадя. Материалом для изготовления диффузора мидбаса послужил эдакий, я бы сказал, «шлифованный» полипропилен. Динамики Ivolga - одни из немногих (всего двух) в сегодняшней подборке, имеющие литой и, что для овалов особенно ценно, лишённый низкочастотных резонансов корпус. Ширина подвеса, если брать по средней линии «гармошки», самая обычная, 11 мм, но жёсткость такой гофрированной конструкции должна быть выше. Магнит с габаритами 110х17 мм находится внутри общего корпуса, его размеры нам известны из спецификации. Согласно тому же источнику, диаметр звуковой катушки 30 мм, но, думается, у неё тот самый размер, который «по умолчанию». Мягкое уплотнительное кольцо имеет среднюю высоту (т.е. она соответствует высоте гофра подвеса).
Вокальные способности у запевалы и в самом деле неплохие. Мужской вокал избыточно ярок, но собран и, что приятно, не грузит сибилянтами. Женские голоса тоже как картинка в плазменном телевизоре - сочные, яркие, возможно, даже слишком. Скрипки как бы увеличены в масштабе и, соответственно своим размерам, тяжеловаты. Флейты порой пронзительны, воздуха у них маловато. Впрочем, для акустики этой категории почти наверняка будет предоставлен рацион попроще. «Бочка» воспроизводится не слишком внушительно: сам «щелчок» в порядке, но наполнения недостаёт. Рабочие барабаны выглядят довольно естественно, как по наполнению, так и по атаке. Гитарный бас слишком прозрачен, но в салоне, скорее всего, он приобретёт недостающую плотность. Бесплатный совет: не бойтесь перегрузить HW-639 басами, она стерпит.
Sony XS-F6931R
Материал диффузора очень похож на тот, что был у предыдущего одноклассника, хотя, если присмотреться, оттенок разный. Кстати, больше половины коаксиалов, представленных в сегодняшней группе, участвуют в упражнениях на тему полипропилена - в нашей отрасли это самый акустический материал. А вот подвес у мидбасов Sony необычен тем, что изготовлен из ткани: по длинной оси овала его ширина 10 мм, в перпендикулярном сечении подвес на миллиметр шире. Корпус довольно звонкий, но совсем низкочастотных резонансов у него нет. Магнит помещён в солидный пластиковый чехол, по моей оценке, его габариты 92х12 мм, что, вообще-то, немного. Уплотнительного кольца на корпусе мидбаса нет вовсе, как, кстати, нет и звукопоглощающего кольца - чуть позже увидим, как сказалось его отсутствие. Провода разведены по второму способу, но провода мидбаса всё же прошиты через диффузор.
Бас в исполнении Sony напористый и боевой, атака немного преувеличена. Щелчок «бочки» не столь взрослый, как в сабвуфере, но передаётся стабильно и надёжно. Ударная динамика барабанов слегка избыточная, но восприятию это почти не вредит. У тарелок хорошо заметна склонность к шипению. Бубен стеклянный и не очень музыкальный. Всё же нам не удаётся сколько-нибудь надёжно оценить звучание акустики без помощи проверенных временем инструментов классического репертуара. Рояль в интерпретации Sony динамичен и собран, хотя основательности ему всё же недостаёт. Самые верхние нотки мужского вокала иногда отделяются от основных голосовых формант и начинают жить своей жизнью. Свистящие звуки женского вокала придают голосам некоторую резкость. Бесплатный совет: а вот эту акустику лучше не перегружать.
Hyundai H-CSS693
Кажется, в наших тестах до сих пор не было широкополосных динамиков корейского концерна, а пора бы. Так что знакомимся. Диффузор мидбаса алюминиевый, без дополнительных покрытий, маскирующих «лицо» материала. Ширина подвеса от 11 до 12 мм (в узкой части овала ширина больше). Диффузородержатель не свободен от низкочастотных (басовых) резонансов. Под резиновым чехлом скрывается магнит габаритами 109х17 мм, вдвойне серьёзными при диаметре звуковой катушки лишь 25 мм. Уплотнительное кольцо высокое и жёсткое, этот элемент конструкции помогает правильно смонтировать овалы в штатных местах салона, и в дальнейшем его присутствие будем предполагать по умолчанию. Фетровое звукопоглощающее кольцо невелико по размерам, но одновременно и обойма пищалок, и их корпуса отличаются компактностью. Провода разведены по второму способу. Диаметр мягкого купола первого и второго твитеров 26 и 22 мм.
В мужском вокале ощутимо выделены высокочастотные форманты, отчего голоса проигрывают в комфортности. Та же резкость выводит и женский вокал за пределы комфортного восприятия, но основной голосовой диапазон воспроизводится открыто и свободно. Бас в целом недурён - атака слегка переакцентирована, рельеф поджат, и тоже чуть-чуть. В басовом барабане хорошо слышен «щелчок», а наполнение ударной ноты лишь частичное. Две верхние струны акустической гитары слишком уж железные. Тарелки немного склонны к шипению, да и много их. Скрипки приукрашены и очень уж певучи, но не скажу, что такое звучание неприятно. Бесплатный совет: старайтесь ориентировать эту акустику на слушателя. Насколько можно.
Ground Zero GZTF 69T
Здесь тоже полипропилен, а интригующий иссиня-чёрный цвет придаёт внешней поверхности циркониевое покрытие. Диффузородержатель среднезвонкий - у овальных динамиков корзины очень редко бывают по-настоящему глухими. Магнит с габаритами 99х20 мм не слишком широкий, но высокий. На глаз, для дюймовой звуковой катушки такого магнита должно хватить, чтобы добротность получилась не слишком высокой. Звукопоглощающее кольцо фетровое и опять небольшое, но обойма пищалок здесь как раз крупная и плоская. Потом увидим, к чему ведёт такое сочетание. Провода проложены по второму способу, без особых хитростей. Оба фильтрующих конденсатора размещены под обоймой пищалок. Конусная мембрана (52 мм) первого твитера изготовлена из вездесущего полипропилена с таким же циркониевым покрытием. Сбалансированный купол (24,5 мм) супертвитера из майлара, перед ним установлен «правильный» апертурный диск. Мужские голоса
Бесплатный совет: эту акустику тоже лучше не перегружать басами.
Forsage 100AC-6901-3
Внешность акустики Forsage примечательна сразу по нескольким позициям. Первое, что бросается в глаза, - традиционный для этой марки «секционированный» магнит из шести колец диаметром 35 и высотой 32 мм. Условия охлаждения звуковой катушки в такой конструкции более выгодные, нежели при обычной конструкции магнита, но, конечно, и магнитный поток через катушку понижен, поскольку средний зазор куда больше. Тем более что диаметр звуковой катушки, согласно документации, 40 мм. Диффузор, по описанию, изготовлен из кевлара, хотя на глаз это больше похоже на композицию из чередующихся пучков угольного и стеклянного волокна. Корпус по меркам овалов совсем не звонкий. Мягкое уплотнительное кольцо имеет среднюю высоту. Звукопоглощающее кольцо поролоновое, довольно узкое. Это единственная в группе акустика с винтовыми зажимами - обычного, «сабвуферного», размера. Провода разведены по первому способу.
Для достижения обычной громкости пришлось на источнике передвинуть регулятор на пару позиций вверх. Мужские голоса основательны, с присущим им «бархатом» нижних нот, но избыточно смягчены. Женский вокал тёплый, комфортный и тоже несколько апатичный. Рояль - большой, но немного бесформенный, и звучание его трактуется упрощённо. Общий характер этой акустики можно охарактеризовать как избыточно мягкий, скучноватый. Зато басы получаются интересные. «Щелчок» «бочки» не очень резкий, но «большой», как у сабвуфера. Рельеф баса проработан довольно аккуратно, контрабас чётко оформлен во времени и пространстве, хотя порой создавалось ощущение, что контрабасист живёт в собственном музыкальном ритме. Бесплатный совет: перемкните резистор-аттенюатор. Сразу.
Mystery MO6933
У мидбасов Mystery материал диффузора тоже похож на ткань из пучков стекла и углеволокна. Но в описании так и сказано, что это ткань из нитей карбона и фибергласса, что то же самое, но по-ненашему. Максимальная ширина подвеса 14 мм приходится на узкую часть эллипса, в перпендикулярном сечении подвес на 2 мм уже. Корпус среднезвонкий, но низкочастотных резонансов у него почти нет. Магнит, как и у предыдущего участника, наборный из шести кольцевых магнитов 35 мм в диаметре, но высота их 20 мм. Фетровое звукопоглощающее кольцо и здесь невелико, но и обойма пищалок совсем некрупная. Подводящие провода разведены по второму способу. Материал мембран пищалок - металлизированный полиимид (PEI). У основного твитера мембрана купольная, 26 мм, мембрана второго твитера относится к типу «сбалансированный купол», её диаметр 24 мм. Перед супертвитером живёт и работает апертурный диск.
Мужской вокал хорошо артикулирован и интонационно проработан, хотя создаётся впечатление, что некоторых деталей ему недодали. То же ощущение применительно к женскому вокалу можно сформулировать более определённо: голосам недостаёт ставших уже привычными сибилянтов, отчего звучание кажется странным. Рояль несколько простоват, но при этом основателен и в меру напорист. В гитарных переборах подчёркнуто звучание пятой и шестой струн, отчего инструмент приобретает дополнительный драйв. У «бочки» надёжный «щелчок» и неплохое заполнение, а вот атака рабочих барабанов нам показалась смягчённой. Атака струны бас-гитары прорабатывается уверенно, но контрабас всё же иногда теряет форму. Бесплатный совет: замените конденсатор фильтра.
Art Sound ALX 693
Самый распространённый «диффузорный» материал в мидбасах Art Sound металлизирован и покрыт лаком фирменного цвета морской волны. Красиво и не крикливо. Ширина подвеса из вспененного полимера максимальна вдоль длинной оси, 13 мм, и на два миллиметра уже на короткой оси эллипса. Корпус динамиков не свободен от заметных низкочастотных резонансов. Достаточно скромный магнит с габаритами 99х15 мм помещён в резиновый защитный кожух. Правда, звуковая катушка здесь тоже небольшая, 25 мм. Рамка решётки монтируется снизу. Материалом для звукопоглощающего кольца послужил поролон. Провода к пищалкам подведены по второму способу, а к мидбасу - по первому, то есть с прошивкой в конус и фиксацией на нём с передней стороны. Мембраны твитеров изготовлены из полиимида, у «старшего» это конус диаметром 48 мм, у «супера» - сбалансированный купол вдвое меньшего диаметра. Перед супертвитером смонтирован апертурный диск, а перед мембраной первого твитера установлена похожая конструкция,
В мужских голосах отмечена лёгкая резкость на подходе к верхним формантам, но артикуляция достойная, интонации легко «читаются». Субъективно было трудно отделаться от ощущения, что диктор с тестового диска куда-то торопится. Шипящие звуки в женском вокале немного избыточны (ну, что тут поделаешь!), но в целом женские голоса у этой акустики получаются лучше, чем у одноклассников. Скрипочки живые, но масштаба им слегка недостаёт. Рельеф баса немного сглажен, но «бочка» очень конкретная. Тарелкам не хватает интеллигентской «мягкотелости», хотя верха достаточно чистые и понятные. Если всё же перейти к инструментам классического звена, то придётся отметить, что и с ними эта акустика справляется. Скрипки довольно живые, у духовых предсказуемая динамика и естественный баланс. Бесплатный совет: если вам нужна «колбаса», подберите что-нибудь другое.
Hertz DCX 690
Мы даже слегка удивились, получив для тестирования овалы столь уважаемой фирмы и по такой цене. Законы рынка: есть спрос - есть предложение. Как обычно, материалом для изготовления диффузора послужила целлюлоза, в серии dieci она тёмного цвета, почти чёрная. Но резиновый чехол, как водится, красновато-оранжевый, а под ним находится магнит с габаритами всего 80х15 мм. При таком магните естественно, что звуковая катушка имеет минимальный для овалов диаметр 25 мм. Уплотнительное кольцо съёмное, оно устанавливается по необходимости. И это правильно, поскольку комплектная рамка решётки монтируется снизу, сокращая и без того малую глубину. Звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода подведены по первому способу. Пищалка с конусной мембраной из целлюлозы (52 мм) расположена коаксиально мидбасу. Сбоку на довольно крупной обойме - пьезокерамический супертвитер с 19-миллиметровым куполом из майлара.
Рояль интерпретируется чересчур броско: кажется, у него звучит не только корпус, но и рама, и педали. Правда, собственно атака молоточков отрабатывается вполне правдоподобно. Гитарные переборы звучат нервно. Атака басовой струны подчёркнута - это, впрочем, не столь уж редкое для нашей акустики качество. Верх со стеклянным оттенком, у тарелок есть всё, но музыкальность в дефиците. «Щелчок» и наполнение «бочки» в порядке. В мужском вокале подчёркнута верхняя середина, отчего голоса кажутся торопливыми и неубедительными. Женский вокал немного механистичен, но открыт и достаточно приятен. Бесплатный совет: есть все основания использовать эту акустику не вместе, а вместо сабвуфера.
Kicx GFQ-693
Если в других форматах акустика Kicx зачастую отличается повышенной брутальностью, то овалы 6х9 в общую концепцию группы вписываются идеально. Диффузор мидбаса соткан из чередующихся пучков углеродного и стеклянного волокна - материал пошёл в ротацию. Звонкость корзины средняя, низкочастотные резонансы тоже есть, но их немного. Магнит закрыт резиновым чехлом, габариты его точно такие же, как у предыдущего участника, 100х20 мм. Звукопоглощающее кольцо фетровое. Провода к излучателям разведены по первому способу. Оба фильтрующих конденсатора плёночные, авторам разработки удалось найти для них место под далеко не крупной обоймой твитеров. В качестве основного твитера использован точно такой же излучатель с куполом из полиимида (PEI, 28 мм), какой применяется в компонентных моделях (как его после этого назвать среднечастотником?), он может поворачиваться в корпусе
Рояль очень собран, красив и предсказуем, правда на первый план порой выходят самые высокочастотные призвуки, но это мелочи. В акустической гитаре отмечен лёгкий дребезг на последней струне. Бас тяжеловат, атака чересчур плавная. Верх одновременно и суховат, и музыкален, как будто эти две характеристики проявляются независимо. Звук хай-хэта обострён, но это не слишком мешает восприятию. «Щелчок» «бочки» получается у этой акустики не идеально, у остальных барабанов атака лучше, но тоже реализуется не до конца. Нижние форманты мужских голосов существуют сами по себе, зато интонационная проработка середины отличается неожиданной деликатностью. Женский вокал резковат, но ясен и понятен. Бесплатный совет: при инсталляции покрутите пищалку, это влияет.
Rockford Fosgate P1694C
Чуть ли не каждый элемент конструкции акустики RF работает на имидж. Здесь и характерный цвет корпуса, и традиционный металлизированный ободок на диффузоре, и даже форма пищалок. Корпус оказался очень неплохо заглушён - оказывается, у «блинов» это всё же возможно. Материал диффузора - полипропилен со слюдой. Подвес изготовлен из полимера, с виду (но не на ощупь) похожего на резину. Магнит - с габаритами 100х15 мм, звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода подведены к пищалке по второму способу, к мидбасу - по первому, наиболее традиционному варианту. Обойма твитеров на редкость компактная, наибольшая ширина её 37 мм, что ненамного больше диаметра звуковой катушки мидбаса. Мембраны всех пищалок титановые. Всех - значит трёх: в дополнение к основном твитеру с 21-миллиметровым куполом здесь установлены два пьезокерамических «супера» с 12-миллиметровыми «купольчиками». Перед каждой из пищалок - диски с широкой апертурой.
Мужские голоса неплохо сбалансированы и основательны; некоторый подъём на верхних формантах придаёт им яркую окраску. Женский вокал тёплый и ласковый, лёгкая колючесть удачно маскируется низкими горловыми нотами. Бас плотный и довольно глубокий, атака и рельеф в порядке, так что контрабас воспринимается как цельный инструмент. «Колотушка» (это я про басовый барабан) воспроизводится лучше, чем можно было бы требовать от широкополосной акустики. Динамика и наполнение барабанов хорошо согласованы между собой. Верх сухой, местами чуть шероховатый, тарелкам недостаёт звонкости. Бесплатный совет: если вы не поклонник точного баса, попробуйте добавить ящики объёмом «полкубика».
Pioneer TS-E6996
Овалы от Pioneer сразу привлекают внимание своей монументальностью. По массе они уступят лишь одному из предыдущих участников, но у того было шесть магнитов, а здесь только один, с впечатляющими габаритами 110х17,5 мм. Катушка тоже соответствующая, 38 мм. Диффузор выполнен из настоящего (дюпоновского) кевлара - такой тканый материал по плотности напоминает цельнолитой пластик. Реально диффузор двухслойный, с нижней стороны добавлен слой целлюлозы, хотя на этот счёт в описании ничего не сказано, чтобы не смущать, наверное. Подвес не самый широкий: по длинной оси эллипса его ширина 11 мм, по короткой - ещё на миллиметр уже. Материал диффузородержателя толще обычного и неплохо заглушён. Поролоновое звукопоглощающее кольцо установлено «стоя». Провода подведены к пищалкам по второму способу, к мидбасу - по первому. Ось пищалки с магниевым куполом (28 мм) смещена относительно оси
Женский вокал звучит открыто и свободно, всё богатство интонаций передаётся с похвальной аккуратностью. Пресловутые сибилянты если и подчёркнуты, то ровно настолько, насколько это необходимо. Мужской вокал хорошо артикулирован, собран и комфортен. Рояль большой, объёмистый, с выдержанным звуковым балансом. Ударная динамика барабанов немного сглажена, что же касается «бочки», то её атака прорабатывается этой акустикой вполне достойно. Если не брать скрипки (а их мы сегодня решили не брать), то большинство инструментов звучит достаточно естественно, хотя флейты всё же слишком яркие. Вообще, звучание заслуживало бы самой высокой оценки, не будь проблем с верхами. Тарелки жёсткие, избыточно металлические, бубном утрачена изрядная доля музыкальности. Бесплатный совет: позаботьтесь о том, чтобы прочность крепления соответствовала весу этой акустики.
Alpine SPS-69C3
По сравнению, скажем, с предыдущим участником Alpine выглядят не слишком импозантно. Но, как известно, цыплят - по осени, а акустику - по итоговому рейтингу. Хотя уже сейчас можно сказать, что малая монтажная глубина в некоторых инсталляциях окажется весьма к месту (в любом смысле). Диффузор мидбасов изготовлен из полипропилена с добавлением слюды, но таких подробностей в материалах фирмы мне найти не удалось. Корзина диффузородержателя заглушена средне, однако низкочастотных резонансов не обнаруживается. Размеры магнита типичные для сегодняшних одноклассников: 100х15 мм. Уплотнительное кольцо сделано съёмным. Звукопоглощающего кольца в конструкции мидбасов не предусмотрено вовсе, впрочем, твитеры здесь очень компактные, может, оно и не нужно. К твитеру провода идут по второму варианту, к мидбасу - по первому, надо думать, в таком сочетании есть резон технологического плана.
Мужской вокал избыточно ярок, при этом не слишком богат низкочастотным «бархатом». В женских голосах отмечен избыток шипящих звуков, но общая подача вокала привлекает открытостью и тщательной артикуляцией. В переборах гитарных струн отчётливо прослеживаются две верхние, а сам «щипок», как кажется, позволяет почувствовать даже форму медиатора. Атака рабочих барабанов слегка избыточная. Верх довольно жёсткий, тарелки увеличены в размерах и при этом как будто сделаны из металла другого цвета. Звучание бубна не поражает музыкальностью. «Щелчок» «бочки» передаётся аккуратно, но сам басовый барабан заметно уменьшился в размерах. Глубокого баса от этой акустики мы не получили, но по точности атаки и проработке рельефа у неё мало конкурентов. Бесплатный совет: эту акустику лучше монтировать в ящики.
Audiotop TRIAX 6x9
В акустике, разработанной сотрудниками итальянской фирмы Audiotop, для изготовления диффузора мидбаса также использован полипропилен, здесь он чёрного цвета и без затей с редкоземельными элементами. Корпус достаточно звонкий, с низкочастотными резонансами. Шайба магнитной системы проточена изнутри, разработчики всерьёз озаботились нуждами тех потребителей, которые любят выжимать из акустики всё, на что она способна. Даже не снимая резиновый чехол, можно понять: высота магнита здесь серьёзная, хотя по диаметру он не самый большой: габариты 100х20 мм. Рамка решётки монтируется под обод корпуса. Звукопоглощающее кольцо фетровое, а обойма пищалок отличается особенно выдающимися размерами. Провода от клеммных контактов к головкам разведены по первому способу. Основной твитер - с мягким текстильным куполом диаметром 26 мм.
Мужские голоса звучат резковато, зато «бархат» нижних нот удаётся наилучшим образом. Женский вокал несколько приближен и простоват, шипящие выделены, что, впрочем, почти не мешает восприятию. Рояль избыточно напорист, что для акустики этого формата кажется даже довольно органичным. Басовый барабан хорошо наполнен, «щелчок» на месте, хотя окрашен непривычно. Духовые инструменты как бы обработаны звукорежиссёром для лёгкости восприятия, всё очень ясно и очень просто. Гитарные басы тяжеловаты, но достаточно естественны по рельефу. Бесплатный совет: нужен «конкретный» бас? Вот, получайте.
Caliber CSZ 9
Материалом для изготовления мидбасов Caliber послужил, как и у многих его «коллег», полипропилен, только здесь он жёстче. В центре диффузора - колпачок из ткани с пропиткой. Я не ошибся: диффузор действительно сплошной, а пищалки установлены на мостике - такая конструкция в последнее время, к сожалению, стала редкостью. Корпус отлит вместе с рамкой решётки и корпусом магнитной системы, мостик тоже из алюминиевого сплава и крепится к корпусу винтами. Такая конструкция практически исключает монтаж динамиков в штатные места салона, но зато позволяет при желании превратить коаксиалы в компонентники. В шайбе магнитной системы предусмотрено осевое отверстие (и это тоже большая редкость) диаметром 12 мм. Ширина подвеса от 11 до 13 мм (по короткой и длинной осям соответственно). Габариты магнита не укажу даже приблизительно,
Рояль кажется расположенным ближе обычного, и у него подчёркнуты ноты самой «игровой» пятой октавы (на клавиатуре она ближняя под правой рукой), а басовое наполнение показалось слишком уж прозрачным. Атака струны бас-гитары подчёркнута, рельеф смягчён. В женском вокале присутствует какая-то особенная открытость и избыточная масштабность голоса, а свистящие звуки иногда как бы «царапают». Верх несколько металлический, не очень музыкальный, хотя и чистый. Тарелки немного приближены к слушателю, но при этом не лишены привлекательности. Вообще, ударные инструменты хорошо оформлены и динамичны, так что если ваша музыка построена на ритмах, то эта акустика для вас. Бесплатный совет: монтируйте эту акустику возможно ближе к оси излучения. МЁД & ДЁГОТЬ Максимальное число баллов в многоборье набрал Art Sound. Эта акустика, можно сказать, стоит особняком в ряду участников - она чуть ли не единственная, которая приспособлена не только для работы «тылом», но и к фронтальному использованию годна без ограничений. Естественные ограничения, вызванные физическими размерами акустики этого формата, не в счёт, не в наших силах. Так что «Лидер» известен. По субъективной оценке звука «Лидеру» практически не уступают ещё трое участников - Hyundai, Kicx и Rockford Fosgate. Первый по сумме баллов почти догнал победителя. Удачная получилась акустика, что в некоторой мере даже явилось для нас сюрпризом. Итак, Hyundai - «Фаворит». Kicx тоже очень неплохо справляется с музыкальным материалом, но бас не совсем свободен от «колбасности». Для кого это не минус, а плюс, может с полным правом предпочесть именно эту модель. У RF бас соответствует самым строгим критериям, и, хотя форма осевой частотной характеристики небезукоризненна, оказалось, что по субъективной оценке звука он никому из одноклассников не уступает. Ну, это тоже не новость, осевая АЧХ решает не всё, а дисперсия излучения у RF как раз на редкость ровная. В перечень тех участников, которые произвели на нас самое выгодное впечатление, следует добавить ещё одну «фамилию». Hertz. Звучание этой акустики не свободно от некоторых шероховатостей, но у неё хорошая отдача, и бас она способна создавать очень качественный. Так что эти трое получают нашу «Рекомендацию». Не для протокола, а для души отметим ещё троих: Ivolga, Ground Zero и Caliber. Эти динамики обладают неплохим звучанием и в дополнение к перечисленным могут быть использованы для прослушивания музыки. Остальные шестеро, скорее всего, изначально задуманы разработчиками как басовая «подзвучка», так и должны использоваться. Использование данных материалов допускается только с разрешения автора. |